Одни делали это, потому что машина дышала на ладан и официально техосмотр было не пройти. Другие — потому что не было ни времени, ни желания стоять в очередях и объясняться с желающими заработать на устранении мнимых неисправностей. Теперь можно надеяться, что не будет ни очередей, ни запредельных цен. Процедура проверки состояния автомобиля отдана на откуп частникам. Самая высокая цена на сегодня — 1040 рублей — была зафиксирована в Подмосковье, а самая низкая в Адыгее и на пунктах ТО, принадлежащих ГИБДД, — 300 рублей. В столице до 1 апреля 2012 года максимальную цену ТО «заморозили» на уровне 690 рублей. А контроль за наличием талона ТО снят с ГИБДД и передан под ответственность страховщиков — теперь нельзя купить полис ОСАГО без прохождения ТО! Страховщики обещают всячески способствовать автолюбителям в прохождении техосмотра — информацией как минимум. Сегодня данные о коммерческих операторах технического осмотра и их адресах публикуются на сайте Российского союза автостраховщиков (данные о пунктах государственного ТО, принадлежащих ГИБДД, можно также найти на сайте ГУОБДД МВД). А сами страховые компании начинают сотрудничать с теми операторами, которые кажутся им максимально надёжными и беспроблемными. Так что автовладельцы могут вздохнуть с облегчением: жизнь-то, похоже, налаживается...
Техосмотр как повод для бизнеса
Время монополистов на рынке технического осмотра в России безвозвратно уходит в прошлое. Об этом Председатель Правительства РФ Владимир Путин заявил 17 января, когда посетил один из центров техосмотра и встретился с автолюбителями.
Глава российского правительства подчеркнул: новая процедура прохождения ТО — «это в общем и целом хороший шаг вперёд». У новых правил прохождения техосмотра есть очень важная социально-экономическая составляющая. Закон о ТО понижает материальный порог вхождения в этот бизнес и позволяет россиянам, имеющим желание открыть своё собственное дело, развивать эту сферу услуг. Российским союзом автостраховщиков уже аккредитовано более чем 1900 операторов, у которых, соответственно, около 2,5 тысяч пунктов ТО по стране. Да, пока и этого мало, но «ой, ТО не вечер», а лишь начало того, как новый закон становится жизнью. Очевидно, что в ближайшее время будут выданы тысячи аккредитаций, а это позволит обеспечить бесперебойное обслуживание миллионов автовладельцев. И не забывайте: автомобилей в нашей стране продаётся больше год от года. И всем им нужно пройти технический осмотр...
Так что же такое «техосмотр по-новому»? Это прекрасная возможность для малого и среднего бизнеса. Необходимо вложить порядка 200 тысяч рублей в оборудование и обучение, а затем получить аккредитацию в РСА. И каждый желающий может открыть пункт ТО, даже в гаражном кооперативе, и начать своё собственное дело. В идеале произойдёт рост конкуренции, уйдут в прошлое очереди к пунктам техосмотра, снизится стоимость услуги, повысится уровень профессиональной подготовки специалистов, проводящих ТО, будут возникать всё новые рабочие места и инфраструктуры. А там и налоговые отчисления в бюджеты вырастут! Иными словами, региональные власти должны всячески поощрять и способствовать таким инициативам «частников».
Развалюхам — нет
Одна из ключевых особенностей нового закона в том, что контролируют наличие талона у автовладельца страховые компании. Кто-то может усомниться: страховщики будут принуждать «своих» операторов техосмотра выдавать талоны направо и налево, лишь бы потом продать страховку ОСАГО. Однако это не так. И вот почему. Именно страховая компания, выдавшая полис, берёт на себя финансовые риски, связанные с ущербом по причине эксплуатации технически неисправной машины. А значит, и операторов страховщик будет блюсти.
Поэтому увеличение количества операторов ТО за счёт приобщения малого и среднего бизнеса выгодно всем участникам процесса, и в первую очередь автомобилистам. Решения руководства страны по техосмотру не только работают, но и имеют социальную и ярко выраженную антикоррупционную перспективу. Конечно, несколько первых месяцев были и шероховатости, но участники процесса уверены: к концу первого квартала рынок всё расставит по своим местам...
В компании во главу угла ставится высокий уровень сервиса для клиентов:
— Поэтому с начала этого года мы информируем наших клиентов по ОСАГО о том, как и где пройти техосмотр в соответствии с новыми правилами, — отметил Д. Хачатуров.
По его словам, чтобы решить эту важную сервисную задачу, компания «Росгосстрах» заключила договоры о сотрудничестве примерно с 260 операторами технического осмотра по всей стране. Крупнейший страховщик сообщает клиентам о новых правилах прохождения техосмотра и адресах пунктов инструментального контроля, на которых можно пройти ТО на льготных условиях — без очереди.
Ближе к офису
— Главное для нас — чтобы оператор предоставлял нашим клиентам, которые обращаются к нему, качественный сервис. Чтобы процесс прохождения техосмотра был максимально профессиональным, удобным и простым для клиента. Но это непросто: время, отведённое эксперту на проведение технического осмотра по новому Закону, — всего 30 минут, то есть норматив проведения техосмотра стал значительно жёстче. А объём документов, которые надо заполнить, остался прежним, — отметил глава крупнейшего в нашей стране игрока на рынке страховых услуг.
По его словам, именно поэтому в компании было принято решение о временном введении процедуры предварительного оформления бланка талона техосмотра именно сотрудниками страховой компании.
— Оформление полиса ОСАГО обычно занимает около десяти минут. Но сегодня, понимая ограниченный ресурс операторов техосмотра, мы готовы потратить больше времени на работу с клиентом, помогая ему заполнить семь документов для ТО. Таким образом мы разгрузим эксперта техосмотра, — говорит Данил Хачатуров. — Главное для нас это то, что снижается общее время, затрачиваемое клиентом и на технический осмотр его транспортного средства, и на ОСАГО. Но я уверен, что с ростом количества пунктов инструментального контроля (ПИКов) необходимость в этой дополнительной услуге отпадёт.
Если клиент выражает желание воспользоваться услугами партнёра компании для прохождения очередного техосмотра, он ставит свою подпись под обязательством пройти полный осмотр у аккредитованного в РСА оператора ТО.
Сегодня «Росгосстрах» придумал «простое и гениальное»: он предлагает своим партнёрам организовывать пункты инструментального контроля в непосредственной близости к офисам компании. Такое удобство сложно переоценить — клиенту не нужно метаться в поисках ПИКа, а потом возвращаться к страховщику. Чтобы обеспечить клиентам комфортные условия, компания предоставляет свободные площади рядом с офисами и центрами урегулирования убытков в аренду тем операторам, которые готовы начать сотрудничество, имеют аккредитацию и возможности для проведения полноценного технического осмотра.
— Могу сказать, что, несмотря на отдельные шероховатости (а без них невозможна реализация проектов, затрагивающих интересы 40 млн автовладельцев), наши клиенты, прошедшие ТО и получившие полис ОСАГО по новым правилам, остались довольны, — подчеркнул Данил Хачатуров.
Он также отметил, что страховая компания открыта для сотрудничества и с уже аккредитованными ПИКами, и с теми, кто в ближайшее время придёт работать на этот перспективный рынок. Чем больше операторов технического осмотра появится во всех уголках нашей страны (причём не только в крупных городах, но и в отдалённых деревнях и сёлах), тем проще будет российским автовладельцам проходить техосмотр и получать полис обязательного автострахования в соответствии с новыми правилами.
Крупнейший страховщик, который обслуживает тринадцать с половиной миллионов клиентов по одному только обязательному автострахованию, оптимистично смотрит на внедрение новой системы техосмотра. Значит, Закон работает и начинает выполнять свою изначальную задачу: сделать жизнь автомобилистов в России более комфортной.