«Банки и ранее располагали базой данных, где были собраны основные мошеннические операции и схемы, — говорит эксперт. — Но серьезной финансовой ответственности за сомнительные переводы кредитные организации не несли. Новые поправки в закон о национальной платежной системе позволят повысить качество работы банка в сфере защиты средств клиента».
Теперь банки будут обязаны проверять подозрительные транзакции и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физлиц, даже если на перевод имеется согласие клиента. Кредитные организации смогут замораживать такие операции на два дня. Чаще всего этого времени бывает достаточно, чтобы человек понял, что попал в ловушку аферистов. Но если даже после вынужденной паузы клиент банка все же осуществит перевод средств, он может рассчитывать на возмещение.
Однако полную сумму вернут не всем. Поправки касаются трех основных случаев. Первый — если банк допустил перевод средств на счет мошенника, который находится в специальной базе Банка России. Вторая ситуация — когда банк не уведомил клиента о том, что с его счета будет совершен перевод без его согласия. И третья история — когда клиент уведомил банк о том, что потерял карту и ею кто-то стал пользоваться без его разрешения. В каждом из перечисленных случаев у банка есть 30 дней с момента получения заявления от клиента, чтобы вернуть всю украденную сумму.
Расширяется и перечень операций, при которых банк может заблокировать платеж, продолжает Аржанникова. С сегодняшнего дня транзакцию приостановят, если перечисления происходят на счета, по которым уже совершались мошеннические действия, — даже в случае, когда информации о мошенниках нет в соответствующей базе. Еще один повод поставить перевод на паузу — если есть информация о возбужденном уголовном деле в отношении получателя средств. И третье условие — когда есть данные от сторонних организаций, свидетельствующие о мошеннических операциях. Это может быть информация от сотовых операторов о том, что перед денежным переводом клиент вел продолжительные телефонные разговоры с незнакомыми абонентами или получал большое количество сообщений с неизвестных номеров, в том числе в мессенджерах или же по электронной почте.
«Большая часть мошеннических схем все же рассчитана именно на введение клиента в заблуждение, чтобы он добровольно предоставил мошенникам доступы к своим банковским счетам, — добавляет эксперт. — В этом случае банк денег не вернет, но вот период охлаждения может помочь клиенту прийти в себя и отменить операцию по переводу денег».
Добавим, что только за первый квартал 2024 года мошенники похитили у россиян более 4 млрд руб.