Облигации для патриотов. Могут появиться новые ценные бумаги для населения

На российском рынке может появится новый финансовый инструмент для населения под названием «патриотические облигации». Предполагается, что выпускать их будет государство, а средства, собранные от их продаж, будут направляться на финансирование отдельных проектов. Никаких параметров нового инструмента пока нет, и сама информация о выпуске «патриотических облигаций» противоречива — с одной стороны, Минфин опроверг подготовку к регистрации новых ценных бумаг, с другой стороны, на совете по финансовому рынку, который состоится в конце марта, запланировано обсуждение этой инициативы.

   
   

Вероятно, в условиях бюджетного дефицита в размере 2,6 трлн руб., сложившегося по итогам января-февраля текущего года, финансовое ведомство изучает все возможности привлечения денежных средств, в том числе и с использованием патриотических настроений населения как стимулирующего фактора. 

«Выпуск „патриотических облигаций“ нацелен на определенную категорию граждан, — поясняет профессор, руководитель департамента страхования и экономики соцсферы Финуниверситета при Правительстве РФ Александр Цыганов. — Готовых поступиться какой-то частью доходности или приобрести ценные бумаги на более длительный срок при условии, что собранные деньги будут направлены на финансирование конкретных проектов, отвечающих интересам самих граждан. Такие облигации ориентированы на людей, которые готовы финансировать тот или иной проект в силу своих убеждений. В какой-то мере это маркетинговый ход, это ответ на настроения, убеждения и потребности населения. Тут нет какой-то принципиальной новации, такой опыт есть и в отечественной, и в зарубежной практике. Например, в Советском Союзе выпускались облигации, средства от продажи которых шли на восстановление разрушенного войной народного хозяйства. А на иностранных рынках широкое распространение получили „зеленые“ облигации».

В СССР подобные ценные бумаги начали выпускать еще в 20-х годах прошлого века. Сначала покупателей привлекали повышенной доходностью и регулярными розыгрышами призов. Однако позже приобретение гособлигаций стало практически обязательным. Во время Великой Отечественной войны примерно 15% расходов на оборону было профинансировано за счет подобных займов у населения. 

«Продажа патриотических облигаций должна быть исключительно на добровольной основе, — считает Александр Цыганов. — Сейчас инструментарий для инвестирования шире, чем при СССР, любой элемент принудительности погубит идею. Планировать объемы размещения, безусловно, можно и нужно, но принудительность превратит эту акцию в антипатриотическую».