​«Нужны деньги». Эксперт рассказал, как застройщики борются за покупателей

В течение последнего года российские застройщики спешат открывать старты продаж на свои объекты. С момента опубликования проектной декларации до рекламы проходит всего 3-4 месяца. Аналитик рынка недвижимости Денис Стукалов связывает это с растущими ценами и необходимостью конкурировать за оставшихся покупателей с «живыми» деньгами или одобренной ипотекой.    
   

По данным исследования Единого ресурса застройщиков, из 851,4 тыс. российских задекларированных квартир в продажу за последний год вывели больше половины, то есть 462,8 тыс. объектов. С июля прошлого года нарастает тенденция: девелоперы стараются как можно скорее вывести объект в рекламу и дать старт продажам. Например, в июне текущего года в рекламу вывели 49% задекларированных объектов, в июле — в июле — 32%, в августе — 9%, а в сентябре их было около 1%.

Период между опубликованием декларации на объект и стартом продаж сократился до 3-4 месяцев, хотя ранее он мог затягиваться на гораздо более длительный срок. Спустя 12 месяцев продажи открываются для 80% проектов, а по проектам 20-месячного срока декларирования в ЕИСЖС продажи стартовали в более чем 90% случаев.

Аналитик рынка недвижимости Денис Стукалов уверен: тенденция связана с несколькими факторами.

«Первый из них — это то, что застройщики хотят как можно быстрее получить деньги с основного продукта. Они так или иначе связаны с закупкой строительных материалов, и тут тоже нужны живые деньги. Второй момент: ставки Центробанка РФ растут, ставки по ипотеке тоже идут вверх. У нас пока еще есть некоторый запас по тем дольщикам, которые получили одобрение по ипотеке на новостройку до роста ставок и цен. Но число покупателей все-таки начинает понемногу сокращаться. Непонятно, когда на первичном рынке наступит покупательское затишье. Поэтому застройщики торопятся, конкурируют друг с другом и стараются сработать на того покупателя, который есть сейчас», — говорит эксперт.

Среди регионов с высокими темпами строительства жилья лидером по доле продаж в новых проектах с начала 2022 года стала Тюменская область. Девелоперы выставили на продажу 38,2 тыс. квартир из 47,1 тыс. Далее следует Московская область, где в продаже 90 тыс. квартир из 112 тыс. задекларированных. На третьей позиции оказалась Свердловская область, где покупателям предложили 79% квартир в новых проектах.

В этом списке Москва находится на четвертой строчке: в продажу выведено 78% новых квартир. А в Санкт-Петербурге — только 59%, поэтому Северная столица оказалась лишь на 16-м месте рейтинга.

   
   

Аутсайдерами среди активно строящихся регионов стали Челябинская, Самарская, Калининградская области и Республика Крым. На этих территориях в продажах находится менее половины задекларированных квартир.