Нужно ли платить сантехнику из ЖЭКа?

Категория:  ЖКХ
Ответ эксперта

В квартире читателя АиФ.ru Константина П. потек полотенцесушитель. Мужчина вызвал сантехника из управляющей компании, тот полотенцесушитель ремонтировать не стал, сославшись на отсутствие деталей, а также сообщил, что его услуги будут платными: 2 тысячи рублей. Читатель сходил в хозяйственный магазин, купил комплектующие, пригласил этого же сантехника из УК и заплатил ему за ремонт, который, кстати, занял минут 20. А мастер даже квитанцию не выдал — забыл. Опрошенные АиФ.ru эксперты говорят, что Константин напрасно заплатил за ремонт полотенцесушителя.

   
   

«Согласно Жилищному кодексу (статья 36), собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит в том числе и санитарно-техническое оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. За надлежащую эксплуатацию общего имущества в МКД ответственность несет организация, осуществляющая управление многоквартирным домом согласно договору управления, то есть управляющая компания или ТСЖ», — поясняет руководитель юридической компании Анастасия Стадник.

По словам руководителя многопрофильного холдинга в системе ЖКХ Глеба Гилинского, полотенцесушитель в типовой квартире является частью трубопровода горячего водоснабжения, который обслуживает весь дом (более одной квартиры). Таким образом, он является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен в квартире. Управляющая компания обязана устранять течь полотенцесушителя бесплатно.

Впрочем, есть исключения.

«Если вы заменили штатный полотенцесушитель, установленный при постройке дома, и не получили согласование на это у управляющей компании, она вправе составить акт о том, что в конструкцию сети горячего водоснабжения внесены несогласованные изменения, и отказать вам в бесплатном обслуживании. Может даже выдать предписание о приведении системы в проектное состояние», — предупреждает Гилинский.

А еще, как говорит эксперт, есть такие типы домов, где полотенцесушитель не встроен, а подключен к трубопроводу горячего водоснабжения (то есть его можно отключить, не нарушив циркуляцию воды во всем доме). В этом случае управляющая компания несет ответственность за течь до первого запирающего устройства. Иными словами, если течь на резьбе до крана, то ее управляющая компания устраняет бесплатно, а если в любом месте после, то за ремонт платит собственник жилья.

А что еще ремонтируют бесплатно?

С полотенцесушителями разобрались. А какой еще бесплатный ремонт положен собственнику жилья? Юрист, судебный эксперт, управляющий партнер юридического бюро Антон Палюлин отмечает, что перечень имущества, которое подлежит ремонту за счет управляющей компании, определен Госстроем РФ. Если управляющей компании нет, ремонтирует ЖЭК, ГБУ «Жилищник» и иные государственные эксплуатирующие организации. За их счет подлежит ремонту общедомовое имущество, в том числе находящееся в квартире. 

Туда входят:

   
   
  • газопровод и отводы от него;
  • стояки водоснабжения;
  • стояки отопления до точки соединения с отводящими трубами;
  • канализация (но без ремонта унитазов);
  • счетчики.

Стоимость их ремонта заложена в коммунальные расходы, которые жильцы оплачивают ежемесячно.

«Остальное имущество в квартире является собственностью ее хозяина и подлежит платному ремонту. Стоимость такого ремонта можно уточнить в диспетчерской службе своей управляющей компании. При этом не стоит забывать, что сантехник, беря плату за ремонт, обязан выдать квитанцию, подтверждающую факт оплаты. В случае если с вас взяли плату за ремонт общедомового имущества, стоит обратиться в управляющую компанию с просьбой вернуть денежные средства или зачесть их в счет будущих платежей», — подсказывает Палюлин.

В свою очередь, Анастасия Стадник добавляет, что оплачивать ремонт лучше в кассе управляющей компании или безналичным способом на расчетный счет УК или ТСЖ с обязательным указанием в назначении платежа услуги (например, оплата за работы по устранению течи полотенцесушителя). Запомните: впоследствии именно компания, а не ее сотрудник (в нашем случае — сантехник) будет нести ответственность за качество выполненной работы.