«Ноутбуком сыт не будешь». Народ не ответил на рост валюты скупкой техники

Магазин бытовой техники как обычно безлюден. © / Фото: Надежда Уварова / АиФ

Корреспондент АиФ.ru прошел по крупным торговым точкам и посмотрел, влияет ли рост доллара на спрос на холодильники.

   
   

Несмотря на то, что в пятницу доллар и евро чуть снизились в цене, перед россиянами встал очередной выбор: во что вложить скопленные сбережения, если рубль обваливается на глазах? В декабре 2014 года народ побежал в магазины бытовой техники, справедливо полагая, что она, купленная за валюту, подорожает. Развиваются ли и сейчас события по старому сценарию? Пройдемся по нескольким магазинам телефонов, телевизоров и стиральных машин.

«Зачем мне третий холодильник?»

Яркий магазин с красной вывеской подозрительно пуст. Ожидая увидеть толпу покупателей с тележками и коробками, бреду мимо расставленных вдоль стен холодильников. Тишина, нет ни консультантов, ни посетителей. Наконец на меня обращает внимание паренек в фирменной майке и предлагает помочь с выбором. «Переписали уже цены на холодильники? — интересуюсь я, увидев на прилавке модель, что красуется в моей кухне. — Опоздала я?». «Да нет, что вы, — улыбается парень. — Народ придет, походит, посмотрит, да и домой. Говорят, хотели что-то прям такое купить, от чего невозможно отказаться. Ну, скажем, распродажу все ждут, со скидкой в 50 процентов. А чудес-то не бывает».

По уверениям продавца, цены на товары пока остались на уровне прошлого года, никаких резких колебаний валюты не было. Другое дело, что устаревшие модели, обычно в январе–феврале резко падавшие в цене, в 2016 никто уценять не собирается.

И даже акционный товар пока не сметен с прилавков. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

«Вложусь в еду»

В другом магазине, сияющем привлекательными надписями о сказочно низких ценах, аналогичная картина. Пожилой покупатель с сеткой в руках не отходит от витрины с планшетами и ноутбуками. Продавец-консультант, милая девушка, с улыбкой что-то нашептывает ему еле слышно. Мужчина, собравшись с силами, все же отходит от прилавка, что-то бормоча под нос. Девушка выглядит расстроенной: продать товар не удалось.

«Не берут ничего?» — спрашиваю. «Да, плохо покупают, — откровенничает продавец. — Дед вот стоял-стоял, смотрел-смотрел и в итоге говорит: «Что это я буду внуку планшет покупать? Ноутбуком сыт не будешь. Вложусь лучше в еду. Куплю и себе тушенки да сахара, и ему». Да и нет денег у людей, тем более после праздников».

Девушку окликнул другой покупатель, а я иду на кассу, где толпится народ. Мужчина подает купоны, кассир проводит ими по магнитной ленте. Просит доплатить 217 рублей. Покупатель рассчитывается, берет под мышку небольшую коробку и уходит.

   
   

«Что это за волшебные талоны?» — интересуюсь у кассира.

«До нового года давали бонусы за покупку, — рассказывает продавец-кассир, — нынче только с ними и идут покупатели. А те, что с наличкой, вообще почти ничего не берут. Народ то ли деньги бережет, то ли нет у него их, денег-то. Единственное, что реально стали брать, — это телефоны, от дешевых до дорогих. Последние модели даже чаще. Кредиты оформляют. Но я не связываю это с курсом валюты. Просто наверно решили сменить средства связи».

«Телевизор сделал дневную выручку»

В третьем салоне чуть более многолюдно: вечер выходного дня — отличное время для покупок. А может, дело в том, что на двери красуется надпись, гласящая, что в магазине идет распродажа товара. «Ночь скидок» подразумевает снижение цен на все товары, однако продавец-консультант, долго гуляя между рядами стиральных машин, наконец останавливается около одной модели и предлагает: вот, смотрите, цена ниже аж на три тысячи! Из тридцати.

Этот магазин задумал ночь распродаж, но покупателей все равно не видно. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Смотрю по количеству и разнообразию моделей и машинок, и ноутбуков, и телевизоров — ассортимент широк. Голыми полками и не пахнет, в отличие от того же 2014 года.

Продавец-консультант едва не прыгает от радости, что сразу бросается в глаза. Улыбается, несется к покупателям, едва те переносят ногу за порог магазина. Подходит ко мне: «Вам помочь с выбором?».

«Я вряд ли вам сегодня выручку сделаю, — говорю я. — Смотрю новый телевизор. Как с ценами, уже устремились ввысь вслед за валютой?».

«Выручку нам уже сегодня дневную сделали, — не скрывает своей радости продавец. — Сейчас одна семья купила телевизор за 499 тысяч рублей. В кредит, конечно, но он стоял у нас давненько, все любовались, как в кинозале, но никто толком и не собирался покупать. А тут зашли эти двое, сразу к нему, постояли, со всех сторон оглядели, я подошел, они, мол, расскажите о модели, я не много и сказал, вижу, нравится им, что диагональ 85 дюймов, да и все навороты в лучшем виде, а они, мол, где у вас можно встретиться с представителями банков? Я отвел. Через минут 20 им кредит подтвердили. Часть наличными внесли. Так что сейчас и вам подберем модельку. Сегодня день телевизоров».

Молодой человек настаивал на телевизоре за 36 тысяч рублей: и цена более-менее, и качество нормальное для такой фирмы и этого производителя. Для диагонали 32 дюйма, мол, отличный вариант. А на место, где только что стоял огромный телевизор стоимостью полмиллиона, поставили другой. Цена его — 777 тысяч рублей. Хотя, возможно, это уже совсем другая модель.

Две девушки недалеко от меня задумчиво рассматривают пылесосы. Одна настаивает на покупке, другая тянет ее на выход: «Зачем тебе новый пылесос? Прямо вот вещь первой необходимости. А ну как завтра доллар будет сто, все подорожает, а зарплату нам никто не поднимет? Ты что, пылесос продашь и на эти деньги еду купишь?». Подруга после раздумий соглашается — не нужен пылесос.

Эксперты прогнозируют различные варианты развития ситуации на валютном рынке. Российская экономика будет приспосабливаться к ситуации. Однако народ уже не пытается выгодно вложить свои средства: возможно, всем стало понятно, что техника устаревает, теряет в цене сразу после выноса ее из розничного магазина. Вероятно, помнят россияне и объявления на сайтах частных объявлений, когда купленные на пике роста валюты телевизоры и стиральные машины пытались продать хотя бы за полцены. Более всего важны и необходимы продукты. Именно в них и вкладывают деньги потребители.