Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) попросила Центробанк скорректировать законодательство о возврате средств за ранее приобретенный товар.
По словам участников рынка e-commerce, бизнес массово столкнулся с мошенническими схемами, когда покупатели возвращают недавно приобретенный товар обратно, оставляя себе кешбэк-выплаты. Как работают подобные уловки, уточнили эксперты aif.ru.
Выявив эту уловку, эксперты АКИТ составили письмо в адрес ЦБ, где просят скорректировать законодательство, исключив возврат денег на другую карту. Речь идет о корректировке документа ЦБ «О возврате средств за товар, ранее оплаченный с использованием платежной карты» от 2011 года. Он допускает, что люди могут выбирать разные карты, если у них нет возможности использовать ту, которой они непосредственно платили за товар. Например, так можно действовать, если человек потерял свой «пластик» либо банк сменил его номер при перевыпуске и многое другое. Эту норму финансовые организации трактуют более широко — как отсутствие ограничений при возврате средств, поэтому они позволяют использовать разные карты в таких случаях, подчеркнула Ассоциация в письме. «Поскольку приобретаются товары на значительную сумму, размер кешбэка также довольно большой», — уточняет АКИТ в письме ЦБ.
Эксперты aif.ru не согласны с тем, что проблема носит массовый характер. И считают, что скорректировать механизмы выплат кешбэка участники рынка могут своими силами.
«Некоторые маркетплейсы используют для всех денежных переводов свои собственные платежные системы, в которых отображаются все действия пользователя, — говорит эксперт. — Таким образом, в личный кабинет покупателя стекается вся информация о покупках, возвратах и начисленном кешбэке. Электронная площадка может внедрить самые разные механики контроля и передачи информации от продавца банкам. Например, может использовать то, что при оплате покупок по СБП кешбэк вообще не начисляется, ведь банк считает такой платеж не покупкой, а переводом».
Кроме того, многие компании сегодня устанавливают срок начисления кешбэка, который превышает разрешенные законодательством сроки возврата товаров надлежащего качества. То есть потребитель получает бонусы только после того, как он принял товар и не отказался от него в пределах установленных сроков, это семь дней для дистанционной торговли и 14 дней для классической.
Эксперты сходятся во мнении, что для решения проблемы достаточно внести изменения в правила программ лояльности, усилить контроль со стороны торговых компаний, банков и маркетплейсов. Этого будет достаточно, чтобы решить проблему.