Некоторые авиаперевозчики и турагентства вместе с билетами и путевками продают страховки. Причем иногда не сразу и поймешь, что они включены в стоимость перелета или тура. Выгодно ли покупать такой полис, АиФ.ru узнал у экспертов.
Добровольное и обязательное страхование
Каждый авиаперелет должен быть застрахован авиакомпанией. Таково требование закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».
Вот какие максимальные страховые выплаты может получить пассажир:
- 2,25 миллиона рублей — в случае причинения серьезного вреда жизни, который мог привести (или привел) к смерти пассажира;
- 2 миллиона рублей — за причинение вреда здоровью пассажира;
- 23 тысячи рублей — за причинение вреда его имуществу.
Добровольная же страховка, которую предприимчивые перевозчики и турагенты включают в стоимость перелета или путевки, зачастую дублирует обязательную страховку в части выплат, рассказывает доцент кафедры Национальной экономики РУДН Сергей Зайнуллин.
Со страховкой турпутевок то же самое: для въезда в большинство стран (особенно сейчас, в разгар пандемии коронавируса) нужна обязательная медицинская страховка, которая включает в себя покрытие расходов при экстренной медицинской помощи и сопутствующие расходы, транспортировку и т. д.
Если турагент предлагает дополнительную страховку, то от нее можно отказаться. Путешественник вправе сам выбирать, нужны ли ему дополнительные услуги, включенные в предлагаемую страховку (например, от невыезда, если он уверен, что точно отправится в путешествие, или страховка багажа, если пассажир летит налегке), добавляет Зайнуллин.
Главный юрист онлайн-сервиса по подбору страховых продуктов Антон Алферов признается, что зачастую страховка, которую предлагают вместе с путевкой, покрывает минимальный объем рисков. «Если такое предложение не соответствует требованиям путешественника, то от него можно отказаться без опасения по поводу увеличения цены за туристский продукт или отказа в продаже путевки», — подчеркивает он.
Если же вам не хотят продавать тур, то компанию можно привлечь к административной ответственности за отказ в заключении публичного договора, так как это нарушение права потребителя.
«При этом отмечу, что, например, для получения шенгенской визы необходимо оформление страховки. Если поездка не состоится именно по причине ее отсутствия у туриста, туроператор будет вправе не возвращать денежные средства за путевку», — добавляет адвокат Ольга Туренко.
Это вовсе не значит, что авиакомпания или туроператор, предлагая туристу дополнительную страховку, пытается его развести. Стоят такие полисы недорого, а при наступлении страхового случая путешественнику вернут деньги.
По словам Туренко, добровольное страхование может покрывать больше рисков по сравнению с обязательным и позволяет рассчитывать на компенсацию в большем количестве случаев. Да и сумма компенсации по добровольной страховке может быть выше, чем при обязательной. Важно: пассажир имеет право получить компенсации по обеим страховкам.
«Так, к примеру, в случае отмены поездки пассажир может вернуть стоимость невозвратных билетов. Такие авиабилеты стоят значительно дешевле обычных, на них часто действуют скидки. Но, если планы по непредвиденным причинам изменятся, вернуть потраченные деньги или изменить даты путешествия на другие не получится — и билеты просто сгорят. Добровольная страховка позволяет вернуть за них деньги. В сумме невозвратные билеты с дополнительной страховкой обойдутся дешевле, чем обычные. Стоит ли покупать страховку на самолет в этом случае? Однозначно», — говорит эксперт.
«Что касается отмены поездки, то здесь вопрос неоднозначный. С одной стороны, авиакомпания обязана вернуть деньги при отмене поездки в случае тяжелой болезни, ДТП и других форс-мажорных обстоятельств. С другой стороны, многие авиакомпании взимают отдельную доплату к тарифам за отмену полета. Таким образом, при покупке билета нужно понимать, имеет ли смысл переплачивать, есть ли дополнительные риски (например, отмены поездки) которые вы хотите застраховать», — отмечает Зайнуллин.