Надули шары и людей. Как не стать жертвой «распродажи верхней одежды»

Валерий Мельников / РИА Новости

Уже несколько лет подряд компания обманщиков одурачивает россиян, предлагая им ширпотреб под видом распродажи изделий дорогих фирм.

   
   

Мошенники четко подстраиваются под политическую ситуацию: сейчас они дурачат население обманами про импортозамещение, вхождение в РФ новых зарубежных фирм и ликвидацию остатков европейских брендов.

Надули шарики и людей

В полдень на центральной улице Челябинска, проспекте Ленина, появляется молодой человек с громкоговорителем. Он так громко кричит, что перекрывает шум трамваев и визг колес автомобилей: «Распродажа верхней одежды. Заходите в наш магазин, поспешите, скидка 70 процентов». Не обратить внимание на него невозможно. Все поворачивают голову на кричащего, а он рукой указывает налево.

На крыльце дома, где некогда была забегаловка-наливайка, а сейчас давно никого, висят яркие воздушные шары. «Ярмарка-распродажа», «Скидка 70 процентов», «Ликвидация брендов», «Антисанкции» — каких только объявлений не увидишь на невзрачном входе. Молодой человек с громкоговорителем идет по пятам и настойчиво предлагает войти.

«Проходите, у нас все размеры пока есть, — слишком любезно встречает внутри дама средних лет. — Мы всего на пару дней, привезли товар из Европы — Финляндии, Франции, Испании. Санкции же, с Россией мало кто дружит, а у нас фирменный товар».

Товар, что предлагает продавец, уныл и однотипен. Бесформенные куртки, черные жакеты, отличающиеся только размерами, старомодные пуховики. Внезапно около зеркала появляется девушка, якобы только что снявшая с вешалки куртку. Она вертится перед ним, а потом просит продавца завернуть ей это изделие. Пока девушка восторженно охает, какую она вещь оторвала, да по какой дешевой цене, вспоминаю все, что пишут в Сети об этих ярмарках-распродажах. Все, как под копирку — громкоговоритель, любезный консультант, подставной покупатель. Уйти сложнее, чем зайти — продавец мечется от стойки к стойке, предлагая то или иное изделие, бормочет про бренды по бросовым ценам. Здесь может быть любое утверждение: и что это распродажа брендов из Европы из-за ухода из страны, и что это — ликвидация остатков закрывшегося торгового центра. Моя консультант оказалась на редкость наглой. «DOLCE&GABBANA, — принимая меня за простофилю, кивает продавец на куртку без единого лейбла. — Стоила 36 тысяч, а сейчас всего 17. Берите, не пожалеете». «Вещь этого бренда не может стоить 36, — зачем-то начинаю спорить я. — Она бы стоила 360. А у вас одни ноунеймы». Продавец не теряется, подхватывает и уверяет: ну да, у нас и такие скидки возможны. Бери, не думай.

   
   

Я выхожу, а на входе в магазин встречаю все ту же подставную девушку все в той же якобы купленной куртке. Она смотрит в телефон, коротая время в ожидании следующего покупателя.

«На вас есть финская дубленка»

Нижегородец Дмитрий попался в ловушку ушлых продавцов ширпотреба, но свыкся с потерей 15 тысяч рублей и теперь смеется над ситуацией. «Сроду никогда не бываю в этом районе, а тут парень с громкоговорителем едва с ног меня не сбил, вспоминает Дмитрий. — Орет в свой матюгальник: “Мужчина крупной комплекции, на вас есть финская дубленка и германская аляска”. Я сдуру зашел, мне там навялили ерунду с “Садовода”. На следующий день привез сдавать — жена на смех подняла меня дома — а их уже и след простыл, магазин закрыт, ни шариков, ни дубленок. В гараже бросил эту куртку, машину в ней зимой ремонтировать буду».

Челябинке Инне повезло больше: она смогла застать торговцев на старом месте на следующий день после покупки. Да вот толку нет: вещи сдала, а деньги назад не получила.

«У меня пятилетняя дочка, с которой не особо походишь по магазинам, — говорит молодая женщина. — А тут я отвела ее на секцию и увидела зазывалу с громкоговорителем. Купила в магазине с воздушными шариками по куртке себе и маме. Дома разглядела, что это не бренд, а подделка, клеенка вместо кожи, да к тому же с размерами не угадала. На следующий день мне оформили возврат, пообещав, что деньги придут на карту. Это было в сентябре. До сих пор жду».

Ни куртки, ни денег

Инна — бухгалтер, поэтому понимала, что нужно делать. Когда догадалась, что ее, как и других, обманули, обратилась в Роспотребнадзор, налоговую инспекцию, полицию, прокуратуру и суд. Заявления приняты, уже прошло одно судебное заседание. Проблема в том, что найти концы оказалось затруднительно. Эти выездные ярмарки проводят ИП, зарегистрированные в разных уголках страны. Владелец того, на которое нарвалась Инна, — в Оренбурге. Налоговая выдала девушке копию предписания в адрес ИП: обнаружены нарушения. Но челябинке от этого не легче.

Недавно девушке позвонила знакомая и сказала, что видела такие же воздушные шары и мужчину с громкоговорителем в другом конце города. Инна примчалась туда и вызвала полицию. Вместе с сотрудником она зашла в магазин, увидела тот же ассортимент товара, однако выяснилось, что владелец здесь — другой индивидуальный предприниматель. Который якобы не имеет к прошлому никакого отношения.

Полицейский посочувствовал и сказал Инне, что таких, как у нее, жалоб на этих дельцов полно. В основном, обращаются пожилые люди. Прекратить этот обман сложно: никто не заставляет покупать, не угрожает, не вымогает. Агрессивные розничные продажи — нет такой статьи в УК. Ну и то, что это якобы уходящие из России бренды или, наоборот, входящие новые европейские фирмы — тоже только слова. Это даже не подделки, ведь ширпотреб кустарного производства маркирован только размерами. Инна ждет второй суд: проблема в том, чтобы найти, на чей же счет ушли ее 49 тысяч рублей.

«Есть же распоряжение “не кошмарить бизнес”, — говорит Инна. — Вот поэтому такое безобразие и процветает. Организаторы магазинов-лохотронов знают, что им ничего не грозит».

«Зачем иметь дело с обманщиками»

Сеть пестрит сообщениями людей, нарвавшихся на торговцев лжебрендами.

Дельцы придумывают новые схемы обмана. Причем действуют хитро и нагло: не боятся давать рекламу в СМИ и соцсетях. Обманщики орудуют по всей стране. Несмотря на то, что схема давно раскрыта, они продолжают одурачивать людей.

Вам всучили ерунду под видом брендовой одежды? Что делать и как вернуть товар, чтобы получить назад свои деньги?

«Закон “О защите прав потребителей” незадачливому покупателю тут не помощник, — говорит юрист Евгения Примечаева. — Он относится к сфере гражданского законодательства, а статья 1 Гражданского Кодекса РФ предполагает добросовестность сторон. Поэтому, если у вас есть основания предполагать недобросовестность со стороны продавца товара, например, отсутствие договора, кассового чека, это должно изначально насторожить. Возможно, что продавец просто уходит от налогов и хочет обмануть не вас, а государство, но такие действия все равно являются противоправными».

Юрист объясняет, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, в 2022 году не проводятся плановые контрольные мероприятия. Действие данного постановления продлено на 2023 год. Поэтому о проверках продавцов одежды в связи с продажей некачественного товара пока придется забыть. Вот и вышло, что данными Правительством России поблажками для бизнеса не преминули воспользоваться недобросовестные предприниматели.

Но выход есть. Не стесняться обращаться в правоохранительные органы. К одному заявлению могут отнестись прохладно, но при наличии большего количества потерпевших продавцов некачественной одежды можно наказать. Надо постараться найти таких же пострадавших, благо сейчас благодаря социальным сетям и мессенджерам легко распространить информацию.

При такой длинной цепочке жалоб и обращений быстро вернуть деньги не получится, чему и рады недобросовестные предприниматели. Ведь, даже если вы вернете свои деньги через год, то мошенники сумеют ими воспользоваться за этот период в своих целях, получив этакий беспроцентный кредит у населения.

Отсутствие состава преступления

Адвокат Анна Салютина считает, что шанс вернуть деньги все же есть, но это сложно: «После того, как покупатель осознает, что его обманули, он начинает искать правду и нигде не находит поддержки. Полиция принимает заявления от пострадавших, но не может дать ход делу из-за отсутствия состава преступления. Роспотребнадзор тоже принимает обращения, но просит покупателей указать юридический адрес продавца, предъявить чеки. Ни того, ни другого покупатель зачастую предоставить не может: есть люди, которые перевели деньги онлайн по карте. Роспотребнадзор объясняет: вы перевели деньги по собственной инициативе частному лицу, и эта операция не является подтверждением покупки».

Современные коробейники заключают иногда договора аренды помещений, но документы составлены так, что не понятно, чем будет заниматься арендатор. По сути, заключаются притворные сделки.

И самая главная проблема — это отсутствие схемы правового регулирования. Не существует законодательной базы, чтобы привлечь таких продавцов к ответственности. Статья «Мошенничество» работает, но нужно доказать, что это было именно оно, а на практике сделать это очень сложно. Проблема нарастает, как снежный ком, и обманщики чувствуют свою безнаказанность из-за отсутствия схем правового воздействия на них при организации липовых распродаж. Выход здесь только один — не верить в этот аттракцион невиданной щедрости и обходить «мышеловку с бесплатным сыром» стороной.