«Если действия „банкрота“ не содержат уголовно наказуемого деяния, то за преднамеренное банкротство предусмотрена административная ответственность по статье 13.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ „Фиктивное или преднамеренное банкротство“. В соответствии с ч. 2 данной статьи человек может получить штраф в размере от 1 до 3 тысяч рублей, должностное лицо организации — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, либо дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет», — пояснила Канукова.
Однако за преднамеренное банкротство может наступить и уголовная ответственность, уточнила юрист. В Уголовном кодексе РФ есть статья 196 «Преднамеренное банкротство». Согласно данной статье, ответственность наступает в том случае, если действия причинили крупный ущерб кредиторам. «Тогда гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности. Санкции за это преступление предусматривают штраф от 200 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы, либо иного дохода, за период от 1 до 3 лет, принудительные работы на срок до 5 лет. Также виновное лицо может быть осуждено к реальному сроку лишения свободы до 6 лет со штрафом в размере 200 тысяч рублей или зарплаты до 18 месяцев, либо без оного штрафа», — сказала Рената Канукова.
Крупным ущербом признается сумма более 2 миллионов 250 тысяч рублей. То есть, гражданин, взявший кредит на такую сумму и не пожелавший его оплачивать, для чего инициировавший собственное банкротство, вполне может стать фигурантом уголовного дела. Например, человек набрал кредитов и перестал по ним платить. Он понимает, что дело идет к банкротству. У него есть дорогая машина и большая квартира. Теоретически он может продать свою машину и купить автомобиль попроще, продать квартиру и приобрести жилье поменьше. На вырученные средства погасить долги. Но вместо этого он дарит квартиру сыну, машину продает по минимальной цене хорошему другу (и продолжает ею пользоваться по доверенности), после чего подает на банкротство.
«В таком случае очень велика вероятность, что такого „хитреца“ привлекут по статье за умышленное банкротство. Но для этого необходимо доказать его умысел — что гражданин заранее, еще на стадии оформления кредитов и перепродаже своего имущества не собирался ничего возвращать кредиторам и впоследствии списать долги через банкротство. Но именно в доказывании такого умысла и кроется основная проблема. Вот почему ст. 196 УК РФ в нашей стране, как принято говорить, „не рабочая“. На сегодняшний день нет ни одного вступившего в законную силу приговора по данной статье УК РФ», — резюмировала Канукова.
Привлечение за преднамеренное банкротство будет грозить еще и в том случае, когда должник ни разу не проплатил ежемесячный платеж по кредитным обязательствам. То есть достаточно двух-трех платежей — и всё, состав преступления отсутствует. Например, в Северной Осетии гражданин взял сразу несколько кредитов в разных банках. По каждому из них он совершил по 2 платежа. Банк заявил в суде ходатайство о несписании данных денежных средств. К ст.196 УК РФ гражданина всё равно не привлекли, но процедура банкротства закончилась без освобождения от долгов.