Около 65–80% всех мошеннических вызовов осуществляются в WhatsApp (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). Чаще всего злоумышленники ставят на аватар логотипы известных банков, Центробанка или МВД. Об этом ранее заявил директор департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры Владимир Бенгин.
Выступая на форуме «Кибербезопасность в финансах» в феврале 2023 года, Бенгин призвал банки не предоставлять гражданам услуги через мессенджеры, чтобы не давать повода мошенникам использовать эти сервисы для обмана граждан. Позднее, с 1 марта, вступили в силу поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», запрещающие банкам пользоваться иностранными мессенджерами для передачи некоторых видов информации при работе с клиентами. Ограничение коснулось девяти зарубежных сервисов, в числе которых WhatsApp, Viber и Telegram.
Что говорят в полиции и банках?
В феврале 2023 года астраханские СМИ сообщили, что в регионе полиция начала фиксировать новую схему банковского мошенничества. Сначала злоумышленники звонят жертвам по обычной телефонной связи, а затем предлагают продолжить общение в мессенджерах WhatsApp или Telegram по аудиозвонку, обосновывая это якобы соблюдением режима секретности. В полиции предупредили, что банки и сотрудники правоохранительных органов не используют такой вариант связи и в случае, если звонящий предлагает использовать аудиозвонок в популярных мессенджерах, его необходимо считать заведомо мошенническим.
О подобных случаях телефонного мошенничества в том же месяце сообщали СМИ Татарстана. Два пострадавших жителя города Нижнекамска понесли ущерб почти на 700 тысяч рублей. «Нижнекамцы, напоминаем вам, что сотрудники банков никогда не будут звонить в мессенджере WhatsApp. При разговоре злоумышленники всегда просят оставаться на связи и не обращаться к родственникам», — приводит издание ntr-24 заявление следователя следственного управления МВД России по Нижнекамскому муниципальному району лейтенанта юстиции Алии Корнеевой.
В банках также неоднократно отмечали, что не звонят клиентам в мессенджерах. В частности, об этом заявили в ВТБ и Сбере изданию ngs.ru.
«Любые коммуникации со стороны банка с клиентами осуществляются только с номера 900. Настоящим сотрудникам банка никогда не потребуются ваши данные, никому не сообщайте ПИН-коды, пароли и приходящие через СМС коды. В случае любых подозрений, что с вашим счетом что-то не так, пожалуйста, обращайтесь сразу в банк по номеру 900», — проинструктировали в Сбере.
В ВТБ предложили изданию ознакомиться со своими справочными материалами по финансовой безопасности. В них, в частности, есть памятка о том, как правильно поступить в случае поступления звонков и сообщений от имени банковских работников, в том числе в мессенджерах.
Источники: