Сегодня у редкого банка нет программы лояльности — кешбэка, когда клиентам за покупки, оплаченные картой, начисляются бонусы, авиамили или настоящие рубли.
«Суть программы кешбэка в том, чтобы увеличить долю безналичных покупок через POS-терминалы и снизить выдачу наличных через банкоматы. В первом случае банк зарабатывает процент с каждой покупки, оплаченной картой. А во втором случае финансовая организация несет убытки от 0,3%», — объяснил АиФ.ru кандидат экономических наук, эксперт школы финансов Александр Чеметов.
По его словам, все больше людей используют кешбэк по максимуму (например, устанавливают категорию повышенного вознаграждения «одежда и обувь» и оплачивают шоппинг друзей, родственников, коллег). Для банков это дополнительные расходы. Финансовые учреждения и так не очень охотно начисляют вознаграждения за покупки (АиФ.ru уже рассказывал, как банки обманывают нас с кешбэком), а если они замечают признаки недобросовестного пользования кешбэком, банки могут исключить клиента из программы лояльности и даже потребовать обратно уже начисленное вознаграждение. Бывает, что финансовые организации пытаются отозвать кешбэк, если он был начислен неверно, по ошибке банка. Насколько это законно?
«Попытки кредитных организаций удержать излишние суммы кешбэка, выплаченного клиентам, действительно имеют место. В таком случае финансовое учреждение руководствуется своими правилами», — говорит управляющий партнер юридического портала Алексей Сушков.
Но это небольшие для финансовой организации деньги. У банка есть масса способов ограничить сумму кэшбека для отдельного клиента, вплоть до отключения от своей программы лояльности из-за отсутствия встречной лояльности клиента», — добавляет Чеметов.
Но если кредитное учреждение по ошибке начислило больше кешбэка или обвиняет вас в недобросовестном участии в программе и требует вернуть вознаграждение, вы можете обратиться в суд.
«В случае возникновения неправомерных действий со стороны кредитной организации пользователь имеет право обратиться в суд за надлежащей защитой в порядке, установленном Федеральным законом „О защите прав потребителей“. Согласно части 1 статьи 4 этого закона, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Потребитель имеет право обратиться за досудебной защитой в территориальное подразделение Роспотребнадзора в своем регионе проживания», — поясняет Сушков.