Более половины соотечественников практически не пользуются банкоматами, говорится в исследовании банка, на которое ссылается ТАСС.
30% россиян взаимодействуют с финансовыми организациями удаленно, 21% пользуются банкоматом лишь несколько раз в год, четверть — несколько раз в месяц, 13% — еженедельно, 11% — каждый день.
То ли из-за падения спроса на услуги банкоматов, то ли по каким-то другим причинам кредитные учреждения начали брать комиссию за снятие наличных в… «родных» терминалах. Читатель АиФ.ru Артем А. снимал деньги в банкомате своего банка с помощью смартфона, и финансовая организация взяла плату за операцию. Насколько это законно, хотя использование «родных» банкоматов всегда было бесплатным, мы спросили у юристов.
Когда комиссия взимается
Наличие и размер комиссии за снятие наличных в первую очередь зависят от условий контракта между банком и клиентом. Договор с этими условиями мы подписываем, когда финансовая организация выдает нам пластиковую карту. И это миф, что кредитное учреждение априори не берет плату за снятие наличных даже в «родных» банкоматах, говорит адвокат филиала № 1 Кировского района г. Ростова-на-Дону РОКА им. Д. П. Баранова Александр Бабичев. В каждом банке (и даже по каждой банковской карте) условия свои, они могут предусматривать как отсутствие комиссии, так и ее взимание в определенных случаях.
По словам адвоката Шона Бетрозова, если гражданин снимает деньги с дебетовой карты, то финансовое учреждение не вправе взимать комиссию.
«Банковские карты имеют свой собственный лимит, который устанавливается в договоре между банком и клиентом. Это обусловлено противодействием легализации средств, полученных преступным путем, и пособничеству терроризму. Если превысить суточный или месячный лимит, банк имеет право списать установленную в договоре комиссию, однако обязан уведомить об этом», — подчеркивает эксперт.
Также, как говорит Бетрозов, выдача наличных денег с кредитной карты не является самостоятельной банковской услугой. Списание комиссии в таком случае также незаконно.
Некоторые финансовые организации практикуют взимание комиссии в тех случаях, когда карта выдана в одном регионе, а клиент пытается снять с нее деньги в «родном» банкомате, но уже на территории другого субъекта федерации, рассказывает Бабичев.
Комиссии нельзя избежать и в том случае, если речь идет о «родном» банкомате, расположенном на территории другого государства. При этом платежная система может удержать дополнительную комиссию за конверсию из валюты счета в валюту расчетов, предупреждает адвокат.
В некоторых банках выплата комиссии или освобождение от нее напрямую связаны с тем, к какой платежной системе привязана карта.
«Отдельно нужно подчеркнуть, что в договоре с кредитной организацией может быть прописано право банка произвольно менять некоторые условия обслуживания, в том числе в части, касающейся уплаты комиссии», — делится Бабичев.
Куда жаловаться на незаконную комиссию?
Прежде всего эксперты рекомендуют внимательно изучать договор с банком. В этом документе могут быть прописаны неочевидные, скрытые комиссии.
Если вдруг финансовая организация берет плату за снятие наличных в «родном» банкомате, тогда как услуга должна быть бесплатной, по словам Бетрозова, нужно подавать претензию в банк.
«Если выплата комиссии не предусмотрена договором с банком и соглашение не предполагает наличие у финансовой организации права менять условия обслуживания, то клиент может подать жалобу непосредственно в кредитную организацию, выпустившую его „пластик“, местные структуры Роспотребнадзора, Главное управление Банка России в данном регионе и, наконец, в суд», — подсказывает Бабичев.