Весь год мошенники совершенствовали способы обмана и придумывали новые. Рассказываем, на какие уловки в 2021 году шли аферисты.
Выплаты для мошенников
Начнем с «дежурных» мошенничеств. Всевозможные выплаты от государства, Пенсионного фонда, Центрального банка аферисты предлагают гражданам каждый год. В этом году злоумышленники рассылали гражданам письма от лица «Госуслуг» с обещанием выплат.
В письмах имелся логотип, похожий на логотип «Госуслуг», и гиперссылки. Правда, не было ни имени/фамилии/отчества получателя, ни обоснования того, почему ему положены выплаты (и что вообще за выплаты). При переходе по ссылке открывалось окно, где нужно ввести данные банковской карты якобы для начисления выплаты. На самом же деле это типичный фишинговый сайт, собирающий чужие персональные данные.
…и кредиты
В этом году по России прокатилась волна мошенничеств, когда злоумышленники вынуждали своих жертв оформлять кредиты, а деньги переводить на т. н. «безопасные счета». Вот история из Новосибирска, где аферисты развели преподавателя филиала Академии Следственного комитета России почти на 3,5 миллиона рублей.
Мужчине позвонили из банка и сообщили, что кто-то пытается похитить деньги с его счета. Чтобы спасти накопления, нужно перевести их на резервный счет. Преподаватель поверил и перевел мошенникам более полумиллиона рублей. А злоумышленники взяли мужчину в оборот и через пару дней позвонили ему снова, мол, неизвестные лица пытаются оформить на его имя кредит. Остановить аферистов можно, только если самому взять кредит, а деньги перевести на резервный счет.
Преподаватель отправился в отделение банка, оформил заем на 242 тысячи рублей и перевел их злоумышленникам. Затем по этой же схеме аферисты убедили мужчину взять еще несколько кредитов. За девять дней он перевел мошенникам 3,4 миллиона рублей, а когда понял, что его обманули, обратился в полицию.
Мошенники под прикрытием
Телефонные аферисты потихоньку сворачивают популярную схему со звонком из «службы безопасности банка» о «подозрительном списании денег».
Теперь телефонные аферисты все чаще представляются сотрудниками правоохранительных органов. Так, нашему читателю Алексею Ш. лжеследователь рассказал, что его племянник пришел в отделение банка с нотариальной доверенностью, чтобы снять деньги со счета молодого человека.
У Алексея есть племянники, но доверенность на них молодой человек не оформлял, о чем и сообщил «следователю из отдела экономических преступлений». На том конце провода как будто обрадовались:: «Тогда у меня плохие новости. Это мошенники, они хотят украсть ваши деньги, нужно перевести их на безопасный резервный счет».
Правда, ответить на вопрос о том, в какой банк пришел «племянник» (и какой именно из племянников), лжеследователь не смог.
Ненужный кредит
А вот это новое мошенничество от других схем обмана отличается тем, что аферисты не пытаются получить доступ к банковским картам, счетам и деньгам граждан, а, наоборот, переводят деньги своим жертвам.
Проблема в том, что вернуть эти средства очень сложно, а чем дольше они находятся у человека (еще хуже — если он их потратил), тем больше он потом заплатит за их использование. Да, речь идет о кредитах, за которыми граждане не обращаются, но деньги получают.
Таким образом жителю Екатеринбурга на карту поступил перевод в 15 тысяч рублей. Оказалось, что это кредит от микрофинансовой организации, хотя молодой человек никаких заявок на заём не подавал. Он обратился в свой банк (на его карту МФО перевела 15 тысяч), а там ответили, что вернуть деньги нельзя, нужно обращаться в банк-отправитель. Все это время на долг начисляются проценты, а они у микрофинансовых организаций немаленькие (под 365% годовых).
Даже если займом не пользовался, микрофинансовая организация может потребовать у «заемщика», плату за то, что деньги просто были у него на руках (точнее, на карте).
Афера со скидками
Весной в социальных сетях появились сообщения о розыгрыше подарочных карт крупного ритейлера, для участия в котором нужно было перейти по ссылке и открывать там коробки.
Оказалось, что две первые попытки неудачны, а вот третья неизбежно приводит к выигрышу. Сразу приз получить нельзя, а значит, и данные банковской карточки тоже вводить прямо после выигрыша не нужно. Это усыпляло бдительность доверчивых граждан. Для начала победитель должен рассказать о розыгрыше 20 друзьям в WhatsApp или 5 группам в Facebook. Это чтобы на сайт злоумышленников приходили новые жертвы. На рассылку дается менее десяти минут. Это тоже психологический трюк, чтобы у людей не было времени обдумать схему.
И на последнем этапе, после распространения информации о розыгрыше, открывается страница для ввода данных банковской карты, на которую обещают перевести выигрыш. На самом деле никакой приз победители не получали. Наоборот, указав данные своих карточек, они лишались денег.