Лучше Казахстана, хуже Австрии. Россияне тратят на еду треть доходов

Максим Богодвид / РИА Новости

Почти треть (31,2%) своих доходов соотечественники тратят на продукты питания. Это на 1,1% меньше, чем в прошлом году. 

   
   

К такому выводу пришли специалисты агентства РИА Новости, проанализировав данные европейских статистических служб, Росстата, Комитета по статистике Казахстана, Статистического бюро Турции и Международного валютного фонда.

Кто тратит больше всех на еду, а кто меньше всех?

Больше всего на еду тратят жители постсоветских государств и стран Восточной Европы. По доле расходов на продовольствие Россия занимает 31 место, как отмечается в исследовании. Рядом — Черногория и Литва. Более 40% доходов на еду тратят казахи и молдаване, 50,9% — украинцы. А меньше всего «проедают» жители Люксембурга: на продовольствие граждане герцогства расходуют 8,7% своих доходов. Незначительно от люксембуржцев отстают британцы: они тратят на еду 10%. 10,6% тратят голландцы. Ирландцы, финны, швейцарцы, норвежцы и австрийцы — менее 12%. 

По словам ведущего аналитика финансовой компании «Эксперт плюс» Марии Сальниковой, то, что россияне тратят на еду треть доходов, говорит о том, что для среднестатистического гражданина набор продуктов питания из базовой потребительской корзины дорог. 

Центральный банк России прогнозирует, что к концу этого года инфляция составит 3,9-4,2%. А вот в следующем году она ускорится. На последнем своем заседании регулятор дал прогноз по темпам роста потребительских цен: в ЦБР ожидают его на уровне 5-5,5%. Ускорение инфляции в первую очередь связано с повышением налога на добавленную стоимость (НДС): с 1 января он увеличится на 2%, с нынешних 18% до 20%. 

«Уровень доходов населения не критично низкий, если брать в сравнении с соседними странами, с развивающимися странами. <...> В целом 30% трат от дохода на семью можно назвать достаточным уровнем для существования, оплаты коммунальных услуг или аренды жилья. Также расходов в размере 30% на питание достаточно, чтобы еще покупать сезонную одежду и обувь, оплачивать транспортные расходы и откладывать на сберегательные счета», — считает эксперт. 

При этом в исследовании Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте (РАНХиГС) говорится, что каждый пятый россиянин живет в условиях жесткой экономии. 22% соотечественников живут за границей бедности: они могут позволить себе лишь необходимый набор продуктов питания. 

   
   

По данным экспертов, 35,6% респондентов входят в зону потребительского риска. Это означает, что у них есть возможность купить нормальное питание и повседневную одежду, однако приобретение предметов длительного пользования затруднительно. У этих граждан отсутствуют перспективы улучшения своего финансового положения. 

В зону возможных изменений входят 14,1% соотечественников. И только 28,3% попали в зону потребительского комфорта. 

Большинство россиян считают себя бедными, это выяснили специалисты исследовательского холдинга «Ромир». «По-прежнему наибольшая часть опрошенных (эксперты опросили 1500 респондентов из всех округов России — прим. ред.) считает, что их финансов будет хватать только на самое необходимое: на еду и одежду», — отмечается в материалах холдинга. 

Деньги на еду и одежду есть у 43% соотечественников. Треть граждан могут купить основную бытовую технику, но вот приобретение автомобиля для них — роскошь.

Что едят россияне?

Оказывается, самый популярный у россиян продукт — это мясо, на которое приходится до 14% расходов домохозяйств. К такому выводу пришли специалисты исследовательской компании Gfk, на которых ссылается РИА Новости.

Однако в последние годы потребление мяса снижается: по мнению экспертов, связано это с ростом популярности здорового питания, сервисов по доставке еды. 

«И, хотя сейчас наблюдается снижение домашнего потребления в данной категории, это по-прежнему самая крупная статья расходов российских покупателей», — отмечается в исследовании. На мясо и мясные изделия граждане в среднем тратят 1860 рублей в месяц. 

Чаще всего соотечественники покупают колбасу и сосиски: на них приходится 26% всех мясных продуктов. Любопытно, что за год доля колбасных изделий снизилась на 3%. На вареную колбасу спрос упал на 1,7%, на сосиски — еще больше (на 2,6%). Популярность шпика и сала и вовсе упала на 22%. При этом продажи сырокопченой колбасы увеличились на 4%.