Пришли в магазин, взяли самое необходимое, а на выходе — два огромных пакета. Знакомо? В магазинах россиян подстерегают «ловушки», которые заставляют покупать больше. Как их обойти и на что обратить внимание, aif.ru рассказали эксперты.
Задержать и запутать покупателя
Любимая стратегия магазинов — задерживать покупателя надолго: дольше ходит между полок — больше продуктов кладет в корзину. Для этого из залов убирают часы, тележки замедляют, а из стеллажей строят настоящие лабиринты. Полки с нужными продуктами порой меняют местами: чем дольше покупатель их ищет, тем больше товаров увидит и захочет приобрести. Если не хочется играть в прятки, можно обратиться к продавцу. В продуктовых магазинах у них, как правило, лишнего времени нет, поэтому они быстро подсказывают, что куда переставили, и помогают найти нужный товар.
Президент Гильдии маркетологов Игорь Березин рассказал: чтобы задержать покупателя, в торговых залах стараются создать максимально комфортные условия. «В магазине чисто, тепло, для того чтобы покупателю было нетяжело, есть тележки. В некоторых супермаркетах звучит приятная музыка, хорошо пахнет», — уточняет эксперт.
На руку торговым центрам играет звук. Быстрая музыка поможет покупателю быстрее принять решение, а медленная задерживает в магазине. Поэтому в часы-пик там включают хиты танцполов, а в более свободное время — спокойные мелодии. Не попасться на это помогут наушники. Они перебьют музыку от маркетологов и позволят послушать то, что нужно во время покупки самому человеку.
Чтобы найти самые популярные позиции, нужно зайти вглубь торгового зала. Чем дольше человек идет, тем больше увидит товаров и захочет купить. Контромерой покупателя станет скорость — у тех, кто двигается по торговому залу быстро, меньше шансов начать разглядывать полки вокруг и купить что-то ненужное.
Товары, которые магазину надо сбыть, ставят на самые удобные и удачные места. Игорь Березин объяснил, что это делают для привлечения внимания покупателей: «Задача маркетолога магазина — сделать так, чтобы оборот с квадратного метра был больше. Для этой цели самые выгодные для магазина товары получают преимущества. Их выкладывают в прикассовую зону, делают отдельные островки, проводят акции, привлекают внимание с помощью воблеров (носитель промо-информации о товаре в виде плотного круга — прим. ред.)».
Копейка рубль бережет
С шринкфляцией (уменьшение массы, объема или количества товара в упаковке при той же цене) сегодня сталкивался каждый покупатель: это 900 мл молока по цене за 1 литр, 950 грамм гречки по цене 1 килограмма, 9 яиц в упаковке вместо 10. Она позволяет продавцу скрыть рост цен: внешне разница незаметна, но в упаковку кладут меньше товара. Чтобы бороться с этой хитростью, нужно быть внимательным. Продавец обязан указывать реальный объем продукта, а на этикетках во многих магазинах пишут цену за килограмм, чтобы покупателю было проще выбрать самое выгодное предложение.
Сила девяток — тоже знакомая всем, но до сих пор работающая схема. Глядя на ценник, мы обращаем внимание на левую цифру. По ней же и ориентируемся на цену, если справа все девятки. Например, при цене в 499 рублей многие покупатели считают, что товар стоит 400 рублей, хотя фактически цена ближе к 500 рублям. Главный способ борьбы в этом случае — округлять суммы до большей цифры. Тогда продавец не сможет обвести покупателя вокруг пальца.
Своя ноша тянет
Свои хитрости, позволяющие не накупить лишнего, есть и у покупателей — они позволяют не только обойти уловки маркетологов, но и выбрать только необходимое.
Поход в магазин начинается с емкости для продуктов. Социальный психолог Алексей Рощин рекомендует брать корзинку: «Тележки действительно специально делают, чтобы было удобно возить. Корзинка не такая удобная — ее надо носить на весу». Плюс заполнится корзина быстрее, а значит, покупателю раньше придется отправиться на кассу или проверить, точно ли ему нужно все, что он взял.
Перед шопингом лучше поесть. По мнению эксперта, это не даст набрать лишнего. «Всегда лучше идти в магазин сытым, тогда ты купишь меньше. Голодному товары кажутся более привлекательными», — объясняет психолог.
Рощин советует также помнить, зачем вы отправляетесь в торговый центр. «Очень часто люди ходят в магазин не потому, что им нужны товары, а потому что это релаксация, — уточняет психолог. — Процесс выбора покупок успокаивает человека, создает ощущение довольства».
Если вы заметили, что часто ходите не за продуктами, а просто прогуляться, постарайтесь выбирать магазины у дома — там будет проще отказаться от ненужных вещей.