Кредитные организации стараются максимально обезопасить себя от рисков невозврата кредитов, поэтому навязывают своим клиентам разнообразные страховки. Однако мало кто знает, что чаще всего подобная практика является противоправной и потребитель вправе отказаться от некоторых страховых услуг.
Обязательное страхование по кредиту
«Впрочем, нередко встречаются ситуации, когда банки навязывают своим клиентам страховки, которые по закону не являются обязательными. В соответствии с действующими законодательными требованиями, обязательными при оформлении кредита являются полис ОСАГО при автокредитовании, страхование имущества по договору ипотеки и страхование залогового имущества, под который выдается займ», — уточнил Павел Ковалев.
Все остальные виды страхования являются добровольными. Нередко можно столкнуться с ситуациями, когда банки стимулируют заемщиков оформлять дополнительные страховые полисы, отметил юрист. За это они предлагают более выгодные условия кредитования, включая уменьшенный размер первоначального взноса, более длительный период кредитования или пониженную ставку по займу.
Как вернуть страховку по кредиту
С 1 января 2018 года ЦБ РФ ввел в действие правило, согласно которому потребитель вправе отказаться от ненужной услуги страхования в течение 14 дней. Это так называемый «период охлаждения». Если в течение 14 дней с момента оформления страховки потребитель решил, что она ему не нужна, он вправе отказаться от нее, возвратив свои средства в полном или частичном объеме.
«Кроме того, многие кредитные организации в договорах предусматривают более продолжительный "период охлаждения". Если на момент отказа страховка вступила в действие, страховая компания вернет сумму за вычетом дней, когда полис был действителен. Если страховка не вступила в действие — сумма будет возвращена в полном объеме», — пояснил Павел Ковалев.
Чтобы вернуть свои деньги, необходимо обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. Документ составляется в произвольной форме, к заявке следует прикрепить копию паспорта, оригинал договора страхования и квитанцию, подтверждающую оплату, а также банковские реквизиты, по которым потребитель планирует получить свои деньги.
«Если потребитель решает отказаться от страховки после окончания "периода охлаждения", сделать это он не сможет. Единственный вариант вернуть свои деньги в таком случае — досрочно погасить кредит. Если договор кредитования был заключен после 01.09.2020 года, страховая компания обязана вернуть часть уплаченной суммы за оставшиеся дни. Для этого потребуется направить письменное заявление», — заключил юрист.