Мошенники не устают придумывать новые схемы обмана россиян и совершенствуют старые уловки. Одна из последних — автодозвон. Если раньше человека буквально «бомбили» с неизвестных номеров, то сейчас к ним присоединилась бот по имени Людмила. Когда человек берет трубку, то приветливый женский голос заявляет: «Добрый день, это Людмила, очень приятно, я вам перезвоню». После этого звонок тут же завершался. Таким образом мошенники проверяют активность номеров и одновременно ищут потенциальных жертв. Ими становятся те, кто, не дожидаясь, перезванивают неизвестной Людмиле. Впоследствии аферисты выманивают деньги под видом банковских сотрудников, полицейских, друзей, попавших в беду родственников или, например, создают в мессенджерах группы инвестиционных проектов. Они предлагают вложить в перспективную разработку небольшую сумму, чтобы через короткое время получить первый доход. Но вернуть или вывести деньги оттуда невозможно.
Куда обращаться если перевел деньги мошенникам?
Официальный интернет-ресурс «Объясняем.рф» рекомендует:
- Подать заявление в ближайшем отделении полиции или онлайн на сайте МВД во вкладке «Прием обращений». Помимо онлайн бланка, можно прикрепить заявление в свободной форме с указанием личных данных, реквизиты карт или счета злоумышленников (если вы их знаете), все известные данные аферистов (сайты, номера, электронные и почтовые адреса, скриншоты, банковские выписки и банковские чеки о переводах, если вы получали от мошенников какие-то документы — добавьте их тоже). В течение 30 дней полиция проведет проверку и решит вопрос о возбуждении уголовного дела.
- Обязательно известите о мошенничестве ваш банк. Напишите заявление, указав номер счета, куда были переведены деньги. Центробанк ведет специальную базу мошенников. Сотрудники банка сверятся с ней, и, если на этот номер уже поступало много жалоб, то кредитная организация вправе его заблокировать и запретить выводить украденные деньги.
Что делать, если в МВД завели уголовное дело по факту мошенничества?
По данным сервиса «Финансовая культура», необходимо в срочном порядке подать следователю гражданский иск о возмещении ущерба с преступников (укажите в заявлении, что мошенники нанесли вам не только имущественный, но и моральный вред).
«Иск повысит ваши шансы вернуть украденное — на его основании полицейские смогут арестовать счета злоумышленников, как только их найдут. Конечно, при условии, что мошенники не успеют спрятать или потратить награбленное. После блокировки счетов аферисты потеряют к ним доступ. А когда суд признает их виновными, вы сможете рассчитывать на компенсацию ущерба», — отмечают эксперты сервиса.
Также можно подать коллективный иск, если вы и другие люди потеряли деньги в одном и том же сомнительном проекте. Найти соратников по несчастью (потребуется не менее 20 пострадавших) можно в интернете.
Если полиция отказала в возбуждении дела, обратитесь в прокуратуру или в суд.
Что важно знать?
Специалисты Центробанка никогда не звонят сами и не направляют физлицам копии банковских документов.
Работники коммерческих банков не запрашивают по телефону личные и финансовые данные клиентов, в том числе трехзначный код на обороте карты и код из СМС для подтверждения перевода (платежа).
Не сообщайте незнакомым лицам паспортные данные и данные своей банковской карты.
Эксперты в области информационной безопасности не рекомендуют использовать в беседе с мошенниками слова «да», «нет» и «я», чтобы обезопасить свои биометрические данные.
Как только абонент начинает вам рассказывать о безопасности ваших денег, сразу кладите трубку.
Если у вас все же возникли какие-то подозрения относительно целостности вашего счета, то самостоятельно перезвоните в свой банк по номеру телефона, указанному на банковской карте или на официальном сайте кредитной организации.
Источники информации: