Кто в России за 20 лет стал богаче в 16 раз?

Руслан Гринберг. © / Нина Зотина / РИА Новости

Компания Boston Consulting Group (BCG) подсчитала, что с 1999 по 2019 г. совокупное финансовое состояние ­населения РФ увеличилось со 100 млрд до 1,6 трлн долл.

   
   

Финансовые активы российских граждан выросли несоизмеримо больше, чем в среднем по ­миру. ­Почему же никто в нашей стране этого не заметил?

Руслан Гринберг, научный руководитель Института экономики РАН:

К суммам, названным BCG, 70% людей в России отношения не имеют. Самая распространённая у нас зарплата – 23,5 тыс. руб. При таких доходах не до создания состояний. Инвестируют и сберегают или те, кто уже богат, или те, у кого есть шансы подняться по лестнице благополучия, – средний класс. Но больше двух третей граждан России живут от зарплаты до зарплаты. Средний класс у нас и в лучшие годы не превышал 20%, к тому же аномальные перекосы видны даже внутри того меньшинства, у которого есть день­ги. В 2019 г. 56% объёма всех частных состояний принадлежало 200 тыс. долларовых миллионеров, а доля супер­состояний, превышающих 100 млн долл., была в 4 раза выше, чем в среднем по миру.

Сказать спасибо за такие рекорды надо радикальному капитализму, который мы так обожали 30 лет назад, наивно полагая, что частная собственность и «свободный рынок» быстро создадут общество благосостояния для всех. Но, как заметил однажды Михаил Жванецкий, «на всех рассчитано не было». Фантастически разбогатела лишь горстка людей, не превышающая 1% населения. При этом состояния последних пухнут при любой погоде – росли они и при полу­анархии 1990-х, и при нынешней так называемой стабильности тоже растут. 1­6-кратный взлёт частного богатст­ва в России – следствие суперуспеха, построенного главным образом на умении оказываться в нужном месте в нужное время и дружить с нужными людьми.

Рисунок: АиФ/ Андрей Дорофеев

Этим рекордом можно было бы даже гордиться, если бы доходы росли не только у супербогатых. Но средний класс у нас в последние годы хиреет и сужается, сегодня его доля не превышает 15%. И даже если экономика завтра оживится, даже если в стране начнётся реальное социальное выравнивание через введение прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов – всё это не решит проблему кричащего дисбаланса между супербогатством, бедностью и неустойчивым благополучием. Чтобы средний класс устойчиво рос, нужна принципиально другая экономическая среда. Но предпринимательский импульс в России слаб, страна богатеет главным образом сырьём, добываемым крупными компаниями. Вход в этот клуб закрыт. Новым богатствам негде возникнуть. Да и просто хорошей работы за пределами госкорпораций и гос­органов скандально мало.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции