В российской системе кредитования существует два вида страхования займа: обязательное и необязательное. К первому виду относятся страхование недвижимости при оформлении ипотеки, а также страхование машины при получении автокредита.
Ко второй группе относится любой вид страхования: жизни, здоровья, трудоспособности заемщика. При этом финансовые организации, пользуясь финансовой и правовой неграмотностью клиентов или их опасениями по поводу возможного отказа в предоставлении кредита, часто навязывают необязательное страхование при подписании кредитного договора. Сейчас заемщик может отказаться от навязанной страховки. Но есть нюансы и ситуации, когда банк деньги не вернет.
Как говорит юрист Андрей Лисов, заемщик имеет право отказаться от необязательного страхования в течение 14 дней после получения кредита. Если заявление о возврате денег подается до начала срока действия страхового полиса, то банк обязан вернуть деньги в полном объеме.
«Но если прошел период охлаждения после получения страхового полиса, то вернуть деньги будет невозможно: банк имеет право не возвращать их по прошествии 14 дней», — отмечает он.
Адвокат Владимир Постанюк обращает внимание на то, что в договоре страховщик может предусмотреть более длительный период охлаждения. «И тут нужно быть внимательным. Имели место случаи, когда консультанты уведомляли клиентов о возможности вернуть страховку в течение месяца, но не ранее чем через две недели со дня заключения договора, в то время как в самом договоре были указаны иные сроки. Следуя рекомендациям банковского служащего, клиент обращался к страховщику, когда сроки были уже пропущены. В связи с этим советую всегда внимательно читать все документы (договоры, заявления, согласия), которые вы подписываете», — подсказывает юрист.
Кроме того, финансовое учреждение может отказать в возврате денег за страховку, если страховой случай уже наступил (в этой ситуации клиенту должна быть выплачена страховая сумма).
Но, если период охлаждения не прошел и страховой случай не наступил, а банк отказывается возвращать деньги за страховку в установленный срок или просто игнорирует обращение, по словам Андрея Лисова, следует обращаться в контролирующие органы: Центральный банк России и Роспотребнадзор.