Оплата телефоном через QR-код становится повсеместной практикой при оплате товаров и услуг, включая магазины, маркетплейсы и банковские переводы. Инициатива оплатить покупку таким способом, как правило, исходит от продавца. Именно он и остаётся в плюсе при таком способе оплаты, лишая покупателя возможных плюшек и бонусов. Что именно теряют покупатели, расплачиваясь по QR-коду, рассказали эксперты aif.ru.
Что за код?
QR-код — часть системы быстрых платежей (СБП), которую поддерживает Банк России. Она позволяет моментально перечислять деньги со счета на счет без реквизитов. Идентификатором получателя является номер телефона, к которому привязан счет в банке или тот самый QR-код. Выглядит он как квадрат из комбинации черных и белых фигур, линий, точек, в которых зашифрована определенная информация о товаре и банковских реквизитах продавца. Деньги переводятся автоматически, без участия банковской карты, ведь QR-код — безналичный платеж. Перевод таким способом возможен как физическим, так и юридическим лицам.
Магазины при таком способе оплаты получают ощутимую выгоду, поскольку оплачивают банкам совсем небольшую комиссию за перевод, до 0,7%. Если же покупатель расплатится за покупку картой, магазин отдаст банку комиссию за эквайринг в размере 3-5% стоимости покупки. Неудивительно, что продавцы «заряжены» руководством торговой точки на снижение операционных расходов. В некоторых компаниях даже есть премия сотрудникам за определенную долю платежей по СБП. То есть, продавцы напрямую заинтересованы предлагать покупателю тот способ оплаты, который выгоден магазину. Многие покупатели идут навстречу и позволяют магазину получить свою выгоду, расплачиваясь QR-кодом. И даже не догадываются, что сами в этот момент теряют выгоду или даже несут убытки.
Какие риски?
Например, клиент банка подключил к дебетовой карте услугу начисления процентов на ежедневный остаток, но банк поставил условие: тратить с карты не менее 20 тыс. руб. в месяц на покупки. По этой схеме клиент тратит деньги на покупки, но оплачивает их через QR-код. В этой ситуации банк также не начислит обещанные проценты, ведь он не считает такие платежи покупками. В итоге клиент банка хоть и потратил на товары оговоренную в договоре сумму, своей прибыли не увидит. Более того, банк сможет в ответ ещё и списать комиссию за пользование картой без нужного объема покупок, если это прописано в договоре. Точно такие же ситуации могут происходить и при оплате по СБП коммунальных услуг, начислений ЖКХ и проведении прочих платежей.
Оплата кредиткой по СБП может влететь в копеечку
Особо внимательно нужно отнестись к предложению рассчитаться через QR-код, если есть привычка пользоваться не дебетовой, а кредитной картой. Очень многие банки берут за это дополнительную плату и досрочно списывают проценты. Поэтому не удивляйтесь, когда в конце месяца банк выставит вам счёт — долг по кредитке окажется выше, чем вы потратили на самом деле.
Эксперты резюмируют: получая оплату по QR-коду, магазины и маркетплейсы лишают прибыли банки, с которыми договорились о кешбеке или других партнерских программах. А банки, в свою очередь, лишают покупателя возможной прибыли в виде обещанных бонусов.