Карантин на виражах. Как вернуть деньги за авиабилет на внутренний рейс?

Из-за пандемии коронавируса 96% стран мира ввели ограничения на поездки, сообщила Всемирная туристская организация ООН. В марте, по данным Росавиации, количество авиарейсов в небе РФ снизилось на 12,8%. 

   
   

В этом месяце ситуация стала еще печальнее: по данным на 13 апреля, пассажиропоток через крупнейшие аэропорты нашей страны упал на 95% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в материалах Международной ассоциации аэропортов. 

И если границы России официально закрыты с 30 марта, то внутренние передвижения лишь ограничены, то есть перевозчики отменили не все рейсы. Читатели АиФ.ru рассказали о своем опыте возврата средств за внутренние перелеты, а мы рассмотрели эти истории с юристами. 

Самоизоляция дома и карантин для гостей

18 февраля, когда эпидемиологическая ситуация в России еще была стабильной, москвичи Александр Г., Михаил К., Дмитрий М. и Алексей Л. купили у авиакомпании «Аэрофлот» билеты в Сочи на майские праздники: со 2 по 5 мая. Цена одного билета по маршруту туда-обратно — 14,5 тысячи рублей. 

2 апреля президент России Владимир Путин объявил нерабочими все дни до конца апреля, гражданам было рекомендовано оставаться дома и соблюдать режим самоизоляции. 

На следующей неделе, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, будет обсуждаться вопрос о продлении режима самоизоляции или о его завершении. Прошедшая неделя показала, что число заболевших коронавирусом растет, напомнил Песков. 

Между тем во многих регионах, в том числе на Кубани, власти ввели обязательный 14-дневный карантин для всех прибывающих. 

   
   

«Жители Краснодарского края будут направляться на домашнюю самоизоляцию, а граждане, проживающие в других субъектах Федерации, — в пункты обсервации на срок 14 календарных дней со дня их прибытия», — заявил первый вице-губернатор Краснодарского края Андрей Алексеенко

Кроме того, до 1 июня на Кубани действует запрет на бронирование гостиниц и, соответственно, заселение гостей. 

Наши читатели пытались договориться с «Аэрофлотом» о переносе дат поездки в Сочи после нормализации эпидемиологической обстановки. «Но на горячей линии нам ответили, что наш рейс полетит, никакого переноса не будет. Но мы даже не можем забронировать жилье в Сочи, и возможности провести там 14 дней, если карантин для въезжающих будет продлен, у нас нет: мы планировали отдохнуть в Сочи всего четыре дня... <...> А сейчас по горячей линии „Аэрофлота“ не дозвониться, автоответчик просит перезвонить через несколько часов и сбрасывает», — рассказал Алексей Л.

На запрос АиФ.ru пресс-служба «Аэрофлота» не ответила. 

По словам адвоката Владимира Постанюка, введение режима повышенной готовности с целью недопущения распространения коронавируса и связанные с ним ограничения и запреты, в частности, требование об обязательной самоизоляции на 14 дней для прибывающих в один регион РФ из другого региона, — это основание для изменения даты вылета или возврата билета с возмещением его стоимости. То есть из-за существенного изменения обстоятельств, из которых пассажир и авиаперевозчик исходили при заключении договора, авиакомпания должна пойти навстречу клиенту. 

Как разъяснил Роспотребнадзор, отмена поездки из-за ограничений на передвижения и режима самоизоляции признается вынужденным отказом от полета и дает пассажиру право вернуть полную стоимость билета. 

«Чтобы отказаться от полета, необходимо связаться с авиакомпанией и сообщить им о сложившейся ситуации в регионе, куда был запланирован вылет. <...> Важно понимать, что изменение или расторжение договора перевозки в связи с существенным изменением обстоятельств возможно, только если в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет. Таким образом, если уже после введения ограничительных мер в конкретном регионе пассажиром был приобретен невозвратный билет, требовать возврата его стоимости со ссылкой на „карантин“ и „коронавирус“ уже не выйдет», — объяснил Постанюк АиФ.ru.

Журналистке Людмиле Алексеевой повезло больше, чем молодым людям, планировавшим слетать в Сочи на майские. У девушки были билеты в Новосибирск с 4 по 12 мая авиакомпании S7. Перевозчик уже отменил ее рейс и выдал сертификат, которым Алексеева сможет воспользоваться в течение года. 

«Я покупала билеты на весенней распродаже примерно в начале февраля. Билеты были на май. 9 мая у моей бабушки день рождения, я каждый год в эти даты летаю в Сибирь. 16 апреля мне пришло сообщение, что мой рейс „туда“ отменен и сразу предложена замена на рейс на несколько часов позже. Но из-за ситуации с вирусом я планировала возвращать билеты. 

В СМС от авиакомпании была ссылка на оформление возврата, но она не работала, сайт зависал. Тогда я позвонила на горячую линию и без проблем оформила возврат через них. Поскольку один из рейсов был отменен, мне накинули еще 10% от стоимости билетов на номинал сертификата. Через два дня на почту пришел оформленный сертификат. Он действует год, на него я могу купить билеты себе или другому человеку», — рассказывает журналистка. 

Если авиакомпания официально отменила рейс, в таком случае она обязана вернуть стоимость билета, говорит партнер юридического бюро Семен Пахомов. «Однако нужно иметь в виду, что возврат сервисного сбора, который входит в стоимость авиабилета, происходит индивидуально, в соответствии с вашим тарифом. Обычно сервисный сбор составляет до нескольких тысяч рублей», — отмечает он. 

Кстати, по словам Постанюка, если предложенный авиакомпанией вариант решения вопроса (например, замена на билет с более поздней датой вылета) не интересует пассажира, он имеет право настаивать на возврате стоимости билета. 

«При отказе авиакомпании от изменения или расторжения договора пассажир вправе обратиться с соответствующим требованием в суд, который оценит обоснованность требований пассажира», — добавляет эксперт. 

Особое внимание следует обратить именно на то, что закон распространяется на отношения между пассажиром и авиаперевозчиком, где пассажир выступает в роли потребителя, что дает дополнительные преимущества, в том числе и при распределении бремени доказывания, подчеркивает председатель комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов «Деловой России» Екатерина Авдеева.