Как рассказала адвокат, член Адвокатской палаты города Москвы Ольга Сулим, возврат денег начинается с изучения условий договора, заключенного с турагентством.
«Многие туроператоры включают в соглашение пункт о том, что все споры должны решаться путем переговоров в досудебном порядке. Если такое условие в подписанном клиентом договоре присутствует, ему придется сначала отправлять претензию, — объясняет она. — В ней нужно прописать, какой тур и по какой причине отменили, какой материальный ущерб потерпел несостоявшийся путешественник в связи с такой отменой и каким образом он хочет, чтобы этот ущерб ему возместили: возвратом денег, переносом или заменой тура и т. п. Другой вопрос, что многие турагентства считают, что отмену тура в связи с пандемией можно приравнять к форс-мажорным обстоятельствам. То есть в таком случае компания никакой ответственности не несет и деньги вернуть не обязана. Но уже существует судебная практика, опровергающая такое мнение. Хотя бы вернуть часть денег, или дать ваучер, или провести замену тура, но что-то туроператор все-таки сделать обязан. Оставлять клиента ни с чем и с моральной, и с юридической точки зрения неправильно. Случается и так, что тур может состояться, но сам клиент вдруг побоялся из-за коронавируса поехать в другую страну, то есть сам отказался от этой поездки.
Ростуризм составил список стран, „представляющих угрозу безопасности жизни и здоровью туристам“. Если клиент не захотел ехать в страну из этого перечня, ему обязаны вернуть деньги в полном объеме. Если же страна в данный список не входит, то, скорее всего, вернут только часть денег с вычетом на понесенные туроператором расходы, например оплату брони. Обратите внимание: то, что страна является „опасной“, должно быть опубликовано Ростуризмом до начала предстоящего тура. Именно это сообщение официального органа может быть основанием для расторжения договора с туроператором и возврата денег. Такая позиция закреплена в вынесенном в начале этого года решении Верховного суда РФ.
Итак, претензионный порядок соблюден, но ответа так и не последовало. Либо в своем ответе турфирма отказывается возвращать деньги. Либо предлагает другие, не устраивающие клиента, условия. Тогда прямая дорога в суд. Но часто бывает: суд выигран, но денег от турфирмы так и нет. Что делать? Исполнением судебных решений занимаются судебные приставы. Именно в эту службу необходимо обращаться и требовать положенных денег. Так, в полномочия пристава входит наложение ареста на счета турфирмы или даже на ее имущество. Такие методы являются законным механизмом давления на должников. Кроме того, необходимо пожаловаться в Ростуризм. Эта надзорная инстанция должна повлиять на туроператора и ускорить процесс возврата денег клиенту. Кстати, в апреле этого года появилось распоряжение правительства №898-р. И если так случится, что у самой турфирмы на возврат денег клиенту нет собственных средств, она может обратиться за помощью в специально созданный для таких случаев фонд „Турпомощь“», — сообщила Ольга Сулим.
По словам канд. юрид. наук, доцента Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксаны Васильевой, судебный пристав работает бесплатно на основании федерального закона «Об исполнительном производстве».
«Судебный пристав направляет определения во все банки и автоматически списывает на основании решения суда деньги с расчетного счета туроператора. После списания средств с расчетного счета туроператора он переводит их на счет потребителя. Если же списать с турагентства нечего, тогда заводят дело о банкротстве», — пояснила Оксана Васильева.