Как социальное казначейство упростит оформление и получение пособий и льгот

Что такое единый контакт-центр?

   
   

Разумеется, цифровая трансформация не заменит личного взаимодействия людей с различными ведомствами. Они по-прежнему будут проводить приём граждан. Если человек захочет, он сможет лично обратиться в государственные структуры для оформления различных компенсаций, пособий, во время живого общения решить все интересующие вопросы.

Мало того, в рамках социаль­ного казначейства появится единый контакт-центр, в котором люди смогут получить ответ на частные вопросы о соцвыплатах и льготах, позвонив по телефону 8-800-600-00-00 или отправив запрос в онлайн-чат. В нескольких регионах контакт-центр в этом году заработал в тестовом режиме.

«Цифровые технологии в социальной сфере – это не будущее, а настоящее. И создание социального казначей­ства – ещё один закономерный шаг к совершен­ствованию новых технологий на благо людей. При этом очень важно обеспечить их дос­тупность для простых граждан. Далеко не везде в нашей стране есть высоко­скоростной интернет, а значит, государство должно заниматься этой проблемой. Опять же не у всех малообеспеченных семей есть компьютер или смартфон, а значит, должны быть точки доступа к госуслугам, например, в офисах банков, в МФЦ или на почте. Не стоит также забывать, что некоторые люди (особенно пожилые) не могут освоить доступ к электронным услугам. Им надо помочь в этом», – говорит замдекана экономического факультета РУДН Елена Григорьева.

Руководитель «Объединения многодетных семей г. Москвы» и мама шестерых детей Наталь­я Карпович тоже считает, что важно сохранить обратную связь. «Кому-то удобно всё делать удалённо через интернет, а кто-то хочет спросить о своих правах на выплаты лично у консультанта, – говорит она. – В любом случае социаль­ное казначейство сделает получение выплат и пособий удобнее. Вы не представляете, как выматывает этот вечный бег за справками. В регионах для получения только одного пособия могут потребовать от 10 до 25 бумажек – за одной надо пойти в управляющую компанию, за другой – на работу, за третьей – в МФЦ. На это уходят часы драгоценного времени родителей, которые они могли бы потратить на общение со своими детьми. Когда будет сделана единая система, которая позволит обойтись без справок, это очень облегчит жизнь нашим семьям».

В России насчитывается около 30 тыс. различных мер соцподдержки, государство тратит на эти цели огромные деньги. При этом мы никак не можем решить проблему поддержки бедных семей. Когда появится социальное казначей­ство, можно будет наконец увидеть, как все эти многочисленные выплаты и пособия доходят до конкретной семьи вне зависимости от того, где она живёт – в центре Москвы или в селе Республики Тыва. Новая система должна помочь больше узнать о человеке и заранее понять, в какой помощи он нуждается, в чём особенность его жизненной ситуации, чтобы, не дожидаясь обращения этого человека, предложить ему такую помощь.

 

   
   

 

ИНФОГРАФИКА – БУДЕТ Картинка

 

Цели социального казначей­ства

 

Оперативность

 

Удобство

 

Адресность

 

Пример:
как изменится получение единовременного пособия при рождении ребенка

 

(в 2021 г. оно составляет 18 886,32 руб.)

 

Сейчас

 

1. Мама малыша собирает документы: в ЗАГСе берёт справку о рождении ребёнка, у работодателя отца ребёнка справку о том, что ему пособие не назначалось.

2. Приносит документы своему работодателю.

3. Работодатель передаёт сведения в ФСС.

4. ФСС проверяет данные и перечисляет средства на карту молодой мамы.

 

Будет в 2022 г.

1. Как только на новорождённого оформляется свидетельство о рождении, маме автоматически назначается пособие – все необходимые для проверки сведения есть в единой цифровой платформе.

 

Доля полностью дистанционных услуг – 95%.

Сокращение документов для получения услуг.

90% – без справок.

 

В 2 раза увеличение числа проактивных услуг (предоставление выплат без заявлений).

На 90% автоматизированный анализ необходимой поддержки малоимущим.

 

Круглосуточная доступность дистанционных каналов общения.

Сокращение сроков предоставления услуг с нескольких дней до нескольких минут.

 

 

Соцказначейство в действии

Пенсия онлайн

 

Скоро ещё одна услуга ПФР будет предоставляться по прин­ципам социального казначейства – назначение пенсии. Чтобы оформить пенсию и начать её получать, человеку больше не придётся писать заявление и заниматься сбором документов.

С 1 января 2022 г. начнёт действовать беззаявительный порядок назначений страховых и социальных пенсий по инвалидности, а также досрочных пенсий безработным предпенсионерам (они могут быть назначены по предложению службы занятости, но не раньше чем за два года до пенсионного возраста). Это стало возможным благодаря цифровому взаимодействию ведомств. Как только человеку устанавливается инвалидность, информация из учреждений медико-социальной экспертизы передаётся в ПФР, и фонд автоматически назначает ему пенсию. В случае с досрочной пенсией безработных механизм похожий, только сведения в ПФР поступают из службы занятости.

Следующий шаг – упрощённое назначение страховых пенсий по старости. Как услуга будет действовать на практике? Если человек видит, что в его индивидуальном лицевом счёте всё указано верно, он может через госуслуги заранее выразить своё согласие на автоматическое назначение страховой пенсии. Тогда ему не придётся писать заявление в ПФР. Все формальности будут улажены без его участия на основании данных Пенсионного фонда и других государственных информационных систем.

Пенсию назначат онлайн, если человек не работал за границей, достиг пенсионного возраста (в 2022 г. – 56,5 лет для женщин и 61,5 – для мужчин), у него есть необходимый страховой стаж (в 2022 г. – 13 лет) и накоплено требуемое количество пенсионных коэффициентов (в 2022 г. – 23,4). Исключения предусмотрены для военнослужащих и космонавтов, поскольку они имеют право на одновременное получение страховой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности. Этим категориям пенсия назначается в Минобороны и других силовых ведомствах.

Информация о том, что пенсию назначили автоматически, поступит в личный кабинет на госуслугах. При этом, если человек не давал согласия на упрощённое оформление, пенсию онлайн ему не ­назначат.

 

Письма тем, кому 40+

 

С 1 января 2022 г. ПФР начнёт информировать людей о предполагаемом размере страховой пенсии по старости. Уведомления будут приходить раз в 3 года мужчинам с 45 лет и женщинам с 40 лет.

Чтобы получить уведомление, человеку надо только дать своё согласие на госуслугах. Письмо придёт автоматически в его личный кабинет. Если же человек не зарегистрирован на госуслугах, он может сам обратиться в клиентскую службу ПФР или отправить запрос по почте и получить уведомление в бумажном виде.

«На мой взгляд, эта услуга будет полезна, – говорит доцент кафедры «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец. – Россияне должны знать, на какую сумму на пенсии могут рассчитывать. Например, в уведомлении будет информация обо всех периодах стажа. Бывают случаи, когда человек живёт в уверенности, что у него стаж, например, 25 лет, а учтённый страховой стаж оказывается 20 лет. Получение уведомления подтолкнёт к тому, чтобы уточнить сведения. В извещении также будет информация, хватает ли человеку заработанного пенсионного багажа. А если нет? Значит, придётся найти официальную работу, более высокую зарплату. Возможно, кому-то поможет покупка коэффициентов – такая услуга тоже есть. В любом случае надо что-то делать. Вряд ли захочется при наступлении пенсионного возраста остаться без страховой пенсии и ждать ещё 5 лет социальную.

Возраст 40 лет для женщин и 45 для мужчин, считаю, выбран верно. В молодости большинство людей не задумываются о пенсии, считают, что это время наступит нескоро. А в 40–45 лет у человека ещё много возможностей что-то изменить, при этом он осознаёт, что время выхода на пенсию не за горами».