В прошлом году с банковских карт соотечественников аферисты украли 1,38 миллиарда рублей. Объем мошеннических операций, по данным Центрального банка России, за год увеличился на 44% — злоумышленникам удалось обмануть граждан более 400 тысяч раз.
Как говорится в исследовании Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Центробанка, в 97% несанкционированных операциях мошенники используют социальную инженерию. Проще говоря, прикидываются теми, кем на самом деле не являются. Например, работниками службы безопасности банка, вводят человека в заблуждение, запугав его рассказами о чьих-то попытках обчистить счет, и вытягивают из гражданина конфиденциальную информацию — логин и пароль от мобильного банка, кодовое слово, CVC-код. Или настолько виртуозно обманывают соотечественников, что те сами переводят сбережения на мошеннические счета.
А как же злоумышленникам удается выводить украденные деньги со своих счетов, ведь не так сложно проследить, откуда и куда были переведены средства? Этот вопрос АиФ. ru задал коммерческому директору компании по информационной безопасности «Инфосекьюрити» ГК Softline Александру Дворянскому:
«Часто злоумышленники используют анонимные электронные кошельки или банковские счета, оформленные на подставных лиц. С этой целью нанимаются так называемые "заливщики": люди, готовые получить денежный перевод на свою карту и передать полученные деньги злоумышленникам за определенное вознаграждение.
Как правило, похищенные средства дробятся на мелкие суммы и выводятся на десятки, а порой и сотни банковских счетов. При этом с целью запутывания следов деньги могут несколько раз пересылаться по цепочке прежде чем будут обналичены.
Общение "заливщиков" с заказчиками, как правило, обезличено и осуществляется посредством анонимных каналов связи. Поэтому поимка "заливщиков" не поможет вернуть деньги или выйти на след организаторов преступного бизнеса».
Как не стать жертвой мошенников?
В первую очередь следует держать в голове тот факт, что больше всего мошенники любят звонить своим жертвам и под разными предлогами выманивать интересующую их информацию. Как правило, в ход идут запугивания и даже угрозы: «С вашего счета пытаются украсть деньги, если вы сейчас не назовете данные карты, банк ничем не сможет помочь, когда аферисты доберутся до вашего счета» или «Если вы сейчас же не переведете деньги на резервный счет, они будут украдены» и т. п. Техника эта очень простая — напугать человека, ввести его в ступор, убедить, что действовать нужно немедленно.
Запомните: если вам действительно позвонили из службы безопасности банка и поинтересовались, совершали ли вы ту или иную операцию, на том конце провода никогда не спросят CVC-код или одноразовый пароль для входа в мобильный банк. Это конфиденциальная информация, знать которую должен только владелец банковской карты. Карточка считается скомпрометированной, если ее данные известны третьему лицу, даже если это ваш супруг (если банк узнает об этом, он может отказать в компенсации денег, если они будут похищены).
Если же ваш собеседник настойчиво требует продиктовать конфиденциальную информацию («это последний шанс сохранить деньги»), повесьте трубку и перезвоните на горячую линию вашего банка. Не теряйте бдительность, если на том конце провода называют ваши инициалы, паспортные данные, остаток на карте — сейчас всю эту информацию можно за бесценок купить на черном рынке.
Важно. Не перезванивайте на тот номер, с которого вам позвонили из «банка», даже если он полностью совпадает с телефоном вашей финансовой организации. Вводить номер нужно вручную.
Разумеется, ни при каком раскладе нельзя устанавливать на свой смартфон программы для удаленного доступа «банковских сотрудников». И отправляться к банкомату, чтобы под диктовку собеседника провести какие-то манипуляции для «сохранения денег» тоже нельзя — аферисты запутывают доверчивых граждан, и те сами не замечают, как в череде телодвижений у банкомата переводят средства со своего счет на счет мошенников.
Что делать, если деньги украли?
В первую очередь в случае несанкционированной операции с картой следует связаться с банком. Объясните ситуацию и попросите заблокировать карточку. Финансовая организация потребует написать претензионное заявление для оспаривания операции и возврата списанных денег. Сделать это лучше в банковском отделении — попросите документ, подтверждающий принятие заявления, с печатью и подписью сотрудника.
Возврат незаконно списанных денег может затянуться на полгода: для платежных систем установлен срок возврата в 180 дней. Вернет ли банк потерянные средства сразу или будет ждать ответа от платежной системы —этот вопрос остается на усмотрение банка.
Адвокат Владимир Постанюк подчеркивает, что финансовое учреждение не несет ответственности, когда владелец банковской карты сам предоставляет данные карточки третьим лицам. Этот пункт прописывает каждый банк в каждом договоре с клиентом.
«По закону банк не обязан возмещать суммы несанкционированных операций в случае нарушения клиентом порядка использования банковской карты и интернет-банка. Такое нарушение возможно в следующих случаях:
— сообщение третьим лицам реквизитов вашей банковской карты, пин-кода, логина, пароля и (или) средств подтверждения операций в интернет-банке, а также небрежное хранение карты и информации о ПИН-коде, в результате чего к ним получили доступ третьи лица;
— оплата покупки в интернет-магазине с компьютера, зараженного вирусом, передающим мошенникам реквизиты банковских карт», — резюмирует эксперт.
Смотрите также:
- Мошенники узнали мои персональные данные. Что делать? →
- Как защитить кредитку от взлома: простые советы →
- Как мошенники подделывают телефоны банков? →