Мошенники крадут у россиян миллиарды рублей в год. Например, во втором квартале этого года аферисты увели у соотечественников более 3 миллиардов, говорится в материалах Центрального банка РФ. Это на 38,4% больше аналогичного периода 2020 года.
Чуть ли не каждый день появляются новости с заголовками «Телефонные мошенники обманули каменского пенсионера на 1,8 млн рублей», «Мошенник обманул пенсионера из Ханты-Мансийска примерно на 250 тысяч рублей», «Россиянка взяла кредитов на 3,7 млн и отдала мошенникам ради „дохода“».
На первый взгляд кажется, что аферисты разводят только пенсионеров или жителей глубинки. Но на самом деле их жертвой может стать кто угодно: ученый, врач, журналист и даже сотрудник Центробанка.
Вот недавняя история из Москвы: злоумышленники два месяца обрабатывали профессора РГГУ Игоря Яковенко. Ученому внушили, что до его банковского счета добрались мошенники и убедили перевести накопления на некий резервный счет, который, конечно же, был счетом аферистов. Затем профессор перевел мошенникам 100 тысяч кредитных рублей. Потом злоумышленники заинтересовались недвижимостью Яковенко. Ученый подписал договор купли-продажи квартиры, а деньги передал «сотрудникам полиции», которые расследуют дело о риелторах-аферистах. Теперь новый собственник выселяет профессора и его несовершеннолетнего сына из квартиры.
«Люди недоумевают и считают, что мошенники владеют гипнозом. Спешу обрадовать, что никаким гипнозом мошенники не владеют. Возможности гипноза слишком сильно преувеличены, и не стоит путать эстрадный и зрелищный гипноз или медицинский гипноз с внушением с тонкой психологической манипуляцией.
С эстрадой и фокусами все понятно. На медицинский гипноз человек идет сознательно, чтобы избавиться от какой-то проблемы, и добровольно отдает себя под действие внушений.
Мошенники же действуют по совершенно другой схеме. Идет чистой воды манипуляция. Для начала жертву ошарашивают неприятным известием, представившись работником банка или полиции. Бьют по самым больным точкам: потеря денег, потеря недвижимости, беда с родственниками и т. д. Понятно, что первой реакцией неподготовленного человека будет отчаяние и страх. А под влиянием таких сильных эмоций человек теряет способность мыслить критически. И когда ему предлагают якобы помощь, он в спешке охотно соглашается, даже не удосужившись проверить, а соответствуют ли изложенные факты действительности.
Казалось бы, чего проще повесить трубку и самостоятельно позвонить в банк, полицию, знакомым по проверенным телефонам и удостовериться, правда ли что-то стряслось? Но, к сожалению, выброс адреналина от страха затуманивает мозги, и человек в панике может допустить оплошность, пойдя на поводу у мошенников.
К сожалению, статус человека не всегда является защитой от злоумышленников. Подчас даже знаменитые ученые бывают мало приспособлены к обычной жизни и витают в облаках. Прессу они особо не читают, так как полностью поглощены работой, и поэтому звонок от мошенников вполне могут принять за чистую монету. Неосведомленность, помноженная на страх — главное оружие злоумышленников.
Далеко не все сотрудники банков защищены от мошенников. Большинство служащих — обычные клерки, которые могут не иметь понятия о мошеннических схемах и быть обычными наивными и неопытными людьми.
Поэтому еще раз хочется напомнить о простейших, но эффективных способах обезопасить себя от мошенников.
Если вам звонят незнакомые люди и сообщают неприятное известие, не верьте ни одному их слову, пока сами не проверите информацию. Не продолжайте разговор с ними, а повесив трубку, сами позвоните туда, где якобы есть проблема, и убедитесь, что все в порядке
Не каждый сотрудник полиции таковым является. Даже если к вам в дверь стучится человек в форме, он может оказаться переодетым мошенником. Не открывая дверь, попросите его представиться, запишите имя, фамилию и сами позвоните в отделение и проверьте, посылали ли такого сотрудника по вашему адресу. По телефону точно так же. Попросите представиться и проверьте, есть ли такой сотрудник.
Не соглашайтесь ни на какие предложения помощи от незнакомых лиц. Возьмите паузу, выясните, что происходит на самом деле. Скорее всего, все в порядке, но, если даже что-то и случилось, обращайтесь в реальные организации с реальными адресами и сотрудниками для решения проблемы».
Источники информации:
https://www.rbc.ru/, http://cbr.ru/