Как изменятся критерии подозрительных операций по банковским картам?

Категория:  Доступная экономика
Ответ редакции

Центральный банк России подготовил поправки к положению 375-П, которое определяет признаки сомнительных транзакций, пишет РБК. В настоящее время в этот перечень входит более 100 позиций, на основании которых финансовые организации принимают решение о приостановке операции. 

   
   

Над поправками к 375-П в сфере «антиотмывочного» законодательства Центробанк работал вместе с Росфинмониторингом, чтобы «исключить устаревшие и добавить новые схемы совершения необычных операций с учетом современного развития финансового рынка и общей цифровизации технологий предоставления банковских услуг», — рассказал источник издания из Банка России. 

В регуляторе считают, что в перечень подозрительных операций следует добавить ситуацию, когда клиент отказывается от транзакции и требует закрытия счета после того, как у финансовой организации появились к нему вопросы. 

Кроме того, под сомнительные могут попасть операции, когда клиент настаивает на проведении их по исполнительному документу. 

Также, по версии Центрального банка, подозрительными могут считаться регулярные действия клиента по обналичиванию денег после перевода их со стороны юридического лица (или индивидуального предпринимателя). 

Под блокировку могут попасть и дистанционные операции, совершенные на одном устройстве: компьютере, смартфоне, планшете. Операции, совершенные с одной группы IP-адресов по счетам разных компаний и физлиц, также могут попасть в число сомнительных. 

А еще финансовые организации должны отслеживать ситуации, когда поступления на счет юридического лица сильно меньше его расходов — в списке подозрительных могут оказаться случаи, связанные со сделками компаний с криптовалютой или наличными расчетами. 

   
   

За что сейчас блокируют карты и счета?

Как мы уже сказали, сомнительных причин, из-за которых банк может заблокировать карточку и счет, больше сотни. Предугадать, какая именно транзакция может показаться финансовому учреждению сомнительной, сложно. Но исходя из практики, вот самые распространенные ситуации, заканчивающиеся блокировкой: 

Во-первых, неожиданно большой перевод суммы. Допустим, обычно клиент со своей карты переводит сумму, не превышающую 30 тысяч рублей в месяц. И вдруг с его счета «утекает» 130 тысяч рублей. Такой перевод в банке могут счесть подозрительным.

Во-вторых, перевод крупной суммы денег или покупка в интернет-магазине в непривычное время. Например, клиент пользуется карточкой утром, днем и вечером, а вот ночью — никогда. 

Кроме того, причиной блокировки может стать серия однотипных транзакций, совершенных в короткий промежуток времени. Даже покупка билетов на самолет тремя разными операциями может показаться банку странной. 

По словам эксперта IT-компании Дениса Гаврилова, кредитная организация заблокирует карту, если обнаружит, что получатель денег или устройство, используемое для проведения платежа, находятся в так называемом «черном списке». 

Как рассказал АиФ. ru директор банка Иван Ивкин, финансовая организация может заблокировать карту даже в том случае, если узнает, что клиент скомпрометировал персональные данные своей карточки — это когда CVC-код, логин и пароль для входа в мобильный банк и/или кодовое слово стали известны третьим лицам. 

О факте компрометации карты может свидетельствовать подозрительная активность, указывает эксперт. «Например, в течение короткого промежутка времени по карте совершаются покупки из разных стран. Таких «шаблонов» операций существует множество, они постоянно меняются в зависимости от характера активности мошенников», — объясняет Ивкин. 

Как правило, если какая-то транзакция кажется банку странной, он связывается с клиентом и уточняет, совершал ли тот покупку в интернет-магазине или перевод. 

А еще карточка будет заблокирована, если клиент при использовании банкомата несколько раз неверно введет пин-код. 

Что делать, если банк заблокировал карту?

По закону в случае сомнений насчет законности транзакции банки могут блокировать карту максимум на два рабочих дня. За это время финансовая организация должна связаться с клиентом и уточнить, совершал ли тот операцию. По истечении данного срока блокировка снимается, даже если с клиентом связаться не удалось. 

Если операции, которые показались банку сомнительными, совершали действительно вы, необходимо связаться с финансовой организацией или приехать в отделение для разблокировки карты. В случае звонка потребуется сообщить персональные данные и кодовое слово. После предоставления документов карта будет разблокирована.

А вот если до вашего счета добрались мошенники, карту придется перевыпускать.

Смотрите также: