Банки блокируют операции своих клиентов не случайно — есть список правил, которыми поручил руководствоваться Центробанк. Последний раз перечень обновили в июле 2024 года. В приказе Банка России от 27.06.2024 года № ОД-1027 теперь шесть признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента. Ситуациями, когда человек не давал согласия, считаются и те, когда клиент совершает действия в результате обмана или злоупотребления доверием.
Почему некоторые банковские операции блокируют как подозрительные?
У каждого банка есть антифрод-система — она проводит оценку каждой исходящей и входящей транзакции и определяет ее надежность. Если клиент будет переводить деньги на счет, который ранее такая система уже помечала как ненадежный, операцию приостановят.
Банк заблокирует любую операцию по зачислению средств, если в отношении получателя возбуждено уголовное дело. Центробанк особо отмечает, что неважно, как кредитная организация получила информацию о таком статусе человека, — в результате взаимодействия с правоохранительными органами или от заинтересованного лица.
Подозрительность операции оценивают не только банки, но и иные организации. Операцию приостановят, если банк получит от оператора мобильной связи информацию о подозрительной активности перед совершением операции, которая клиенту не свойственна, например о большом потоке СМС-сообщений или звонков.
Дополнительного подтверждения потребует операция, если деньги планируется отправить на мошеннический счет или с устройства, ранее зафиксированного за преступниками, информация о которых есть в базе Центробанка.
Как подозрительную могут расценить операцию, не свойственную конкретному клиенту, например по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения.
Источники: