Эксперт подчеркивает: во время банкротства имущество гражданина, включая жилье и авто, отправляется в конкурсную массу, чтобы погасить долги. Но в некоторых случаях можно отстоять свое имущество. Такой прецедент рассмотрел Верховный суд РФ. Жительница Республики Башкортостан получила статус банкрота, а банк-кредитор включил в конкурсную массу ее единственное имущество — автомобиль стоимостью 250 тыс. руб.
Женщина с этим не согласилась, ведь она инвалид II группы и воспитывает двоих несовершеннолетних детей. Ближайшее медучреждение, где должница проходит реабилитацию, находится в 52 км от ее дома. Финансовое положение, траты на лекарства и двоих иждивенцев не позволят женщине купить новую машину. Но суды первой инстанции ей отказали.
Дело дошло до Верховного суда. Хотя автомобиль и был единственным активом, который позволил бы вернуть кредитору часть долга, суд постановил исключить транспортное средство из конкурсной массы. В решении ВС говорится, что из-за нарушения функции опорно-двигательного аппарата женщина бессрочно нуждается в специальных приспособлениях, включая транспортное средство. И вот итог: машина осталась в распоряжении инвалида.
Автоюрист Николай Попов поясняет: суды все чаще придерживаются социально ориентированных решений. Но это не дает карт-бланш каждому должнику-банкроту, который хочет оставить имущество при себе.
«Даже если машина принадлежит человеку, который возит родственника-инвалида, она все равно может быть включена в конкурсную массу, — говорит он. — Чтобы сохранить свой автомобиль, придется предоставить доказательства, что без него жизнь человека объективно ухудшится. Например, действительно ли машина нужна, чтобы помогать родственнику-инвалиду, и является ли это транспортное средство единственным в семье. Имеет значение и цена авто. У нас часто доходит до абсурда: должник говорит, что ему нужна машина, чтобы работать в доставке и выбираться таким образом из долгов. А стоимость автомобиля при этом — 15-20 миллионов рублей. Суд в первую очередь будет исходить из того, нет ли злоупотребления правами и не пытаются ли его ввести в заблуждение. Если должник докажет, что таких мотивов нет, то есть шансы сохранить машину».