Попытка вернуть деньги, переведенные телефонным мошенникам со своих карт и счетов, часто приводит к новым потерям. Пусть уже и не таким крупным, но все равно очень обидным. Чтобы не стать жертвой преступления еще раз, надо очень внимательно относиться ко всем, кто предлагает помощь в возвращении списанных сумм, предупреждает юрист, руководитель центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский.
«Сейчас появилась реклама фондов помощи жертвам телефонного мошенничества, куда обращаются люди, отчаявшиеся вернуть потерянные деньги официальным путем, — говорит Хаминский. — А там — “добрые” люди, готовые решить все проблемы. Правда, на поверку они оказываются такими же мошенниками, которым их коллеги передали список номеров своих жертв».
Дальше схема проста: телефонные собеседники просят прислать копии документов, берут пару дней на их изучение, потом сообщают, что по данному обращению принято положительное решение, остается оплатить пошлину либо нотариальный сбор — от 50 до 100 тысяч рублей. Через две недели, обещает голос в трубке, все денежные средства вернутся на счета. Чего, естественно, не происходит, а потери увеличиваются еще на десятки тысяч рублей.
«Может создаться впечатление, что жертвы переходят от одних преступников к другим как эстафетная палочка, — продолжает Хаминский. — Безусловно, такие случаи возможны. В даркнете продаются базы клиентов страховых компаний, торговых сетей, автосалонов и иных компаний, по которым можно определить материальный статус потенциальной жертвы. Если человек поддался на уговоры телефонного мошенника, в базе делается соответствующая пометка и в следующий раз этого человека попытаются обмануть снова».
При этом есть и настоящие «горячие линии» для помощи жертвам мошенников. Там волшебным образом вернуть все деньги не обещают, но обращение туда помогает правоохранительным органам собрать больше сведений о злоумышленниках, чтобы их в итоге поймать и привлечь к ответственности. Или как минимум пресечь новые преступления такого рода.
Телефон горячей линии МВД, куда можно и нужно обращаться в таких случаях, — 8-800-222-74-47. Также важно как можно быстрее позвонить в банк, сообщить о проблеме и заблокировать карту. В некоторых случаях удается отменить уже сделанную транзакцию в личном кабинете банка или в мобильном приложении. Кроме того, надо обязательно запросить подробную выписку со счёта, где будет указано, куда переведены деньги. По закону банки обязаны вернуть клиенту незаконно списанные средства, если не докажут, что клиент сам нарушил правила использования карты. Правда, большинство схем, которыми пользуются мошенники, предполагают условно-добровольный перевод денег доверчивым человеком. И тут банку будет довольно легко откреститься.
«При обращении за помощью в любой подобный фонд или на горячую линию надо сначала выяснить, что это за организация, — настаивает Хаминский. — Самый простой и надежный способ: позвонить на “горячие линии” Центрального банка (8 800 300-3000) или Агентства по страхованию вкладов (8 800 200-08-05). Там знают обо всех реально существующих легальных фондах, действующих в этой сфере».
Шанс вернуть деньги, отданные мошенникам, не слишком велик, считает Хаминский. И кредит, взятый под диктовку злоумышленников, жертве придется выплачивать. Конечно, банк может пойти на встречу, списать частично или полностью, в крайнем случае — скостить проценты. Другой вариант — признать кредитный договор недействительным через суд, так как он был заключен под влиянием обмана или в состоянии заблуждения.
«Здесь без опытного адвоката не обойтись, придется проводить судебные экспертизы компьютера, телефона, запрашивать расшифровки телефонных разговоров с мошенниками и ходатайствовать еще об огромном множестве процессуальных действий, — перечисляет Хаминский. — В таком случае стоимость всех услуг адвоката может быть сопоставима с уже понесенными потерями. Не у всех потерпевших могут оказаться на это средства, на что и рассчитывают преступники. Но иного порядка дезавуировать обязывающий договор законодательством не предусмотрено».