В России работает 52 банка с иностранным капиталом. Некоторые из них заявляют о планах приостановить или прекратить деятельность в РФ.
«Чтобы не создавать себе проблемы с расчетами между заемщиками и вкладчиками, иностранному банку проще всего целиком продать свою банковскую деятельность, пусть даже с каким-то дисконтом, нежели отдельно решать конкретные вопросы.
Тем более что менеджмент таких банков — это россияне, которые подчиняются российскому законодательству. Они вряд ли будут сознательно идти на какие-то риски с точки зрения выполнения обязательств банка и, скорее всего, поддержат сохранение деятельности в рамках других акционеров», — полагает Попов.
«Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” и Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривают такого основания для изменения уже заключенных договоров.
При этом в случае смены владельцев, членов наблюдательных советов и топ-менеджеров банки должны будут провести процедуру согласований таких изменений с регулятором — Банком России, зарегистрировать их и публично раскрыть эту информацию. А тут уже вкладчики и другие клиенты банка сами будут решать, насколько они будут доверять новому руководству банка», — подчеркивает экономист.
«В случае продажи бизнеса все обязательства, будь то вклады, кредитные и дебетовые карты, кредиты, принятые банком до смены собственника, сохраняются в неизменном виде до окончания срока действия. Все действующие на тот момент договоры сохраняют свою силу, и любые изменения в них могут вноситься только в экстренных случаях. При этом клиент банка вправе отказаться от предлагаемых изменений и расторгнуть договор», — добавляет он.
Дмитрий Янин напоминает, что сбережения вкладчиков до 1,4 миллиона рублей (учитывая начисленные проценты) застрахованы государством. Что бы ни случилось, эти деньги в любом случае вернет Агентство по страхованию вкладов. Рекомендуем сохранять договор об открытии депозита и квитанции, подтверждающие его пополнение.
А что будет с банковскими картами?
Банковские карты также будут действовать. Единственное — выпуск новых карт может иметь определенные ограничения при переходе в рамках группы, если покупатель банка захочет провести ребрендинг.
«На практике процедура ребрендинга занимает до года, и зачастую несколько лет занимает интеграция банка внутрь банковской группы, поэтому ожидать каких-то быстрых изменений не стоит. Карты продолжат свою работу при сохранении лицензии самого банка», — поясняет Михаил Попов.