Иностранные банковские группы готовы свернуть бизнес в России. Например, у Росбанка в связи с уходом с российского рынка французской Societe Generale, которая с 2008 года являлась контролирующим акционером, меняется структура собственников: долю в Росбанке приобретает группа «Интеррос».
Что будет с вкладами, кредитами и карточками клиентов банков, покидающих российский рынок, рассказывает АиФ.ru.
Что будет с вкладами?
Что будет с кредитами?
Кредиты заемщиков никуда не денутся так же, как деньги вкладчиков — должники должны будут продолжать обслуживать свои займы и в срок вносить платежи по кредитам.
«В соответствии с законодательством, банк не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и вкладам, если это не предусмотрено договором с клиентом», — указывает Безсмертная.
В свою очередь Михаил Попов отмечает, что кредит может быть списан только в том случае, когда уход зарубежной банковской группы из РФ значит не перепродажу российского банка, а отказ от лицензии и закрытие самого предприятия. Тогда счета и задолженности действительно могут быть обнулены.
«Но, как правило, даже если банки полностью уходят из страны, до этого они перепродают пакет кредитов, которые они выдали своим клиентам — и физическим, и юридическим лицам. Поэтому обязательства клиентов как заемщиков, скорее всего, никуда не денутся, а будут переданы в другую кредитную организацию на тех же условиях. В случае принятия такого решения банк должен будет уведомить об этом своих клиентов. Практически все кредитные договоры содержат возможность передачи долга клиента другой организации в случае продажи кредитного портфеля без согласия со стороны заемщика», — подчеркивает банкир.
Будут ли работать карты?
И с банковскими картами в случае смены собственника все останется без изменений. Только новые карты могут выпускаться на новых условиях.
Единственное — выпуск новых карт может иметь определенные ограничения при переходе в рамках группы, если покупатель банка захочет провести ребрендинг.
«Карты продолжат свою работу при сохранении лицензии самого банка», — говорит Попов.
А мобильные приложения?
Уход иностранных банков из России и продажа их дочек российским акционерам негативно скажется на процессах в этих банках, прогнозирует Попов.
Дело в том, что многие информационные системы в таких банках объединяют всю банковскую группу, и отключение банка от этой информационной системы станет сложным процессом для местных IT-специалистов. Потребуется перевод каких-то существующих технических решений на отдельные аналоги, их покупка, интеграция и доработка... Часть данных может временно или постоянно стать недоступными в первую очередь для самих сотрудников банка и в некоторой степени для их клиентов.
«Ухудшится или полностью исчезнет возможность переводов внутри группы, так как зачастую у дочерних банков корреспондентские счета были в родительских банковских организациях. Если такие корреспондентские счета не заблокируются сразу, то процедуры проведения операций явно замедлятся. Появится дополнительный комплаенс, и клиентам будет сложнее обслуживать счета, если у них раньше они были и в российском, и в иностранном банке одной группы. Переводы между ними будут совершаться дольше и сложнее, либо вообще могут быть заблокированы», — не исключает эксперт.