Имеет ли банк право отказать в операции без объяснения причин?

Категория:  Личный кошелек
Ответ редакции

Банкиры стали отказывать своим клиентам еще до включения их в официальный «черный список», утверждает «Коммерсант». Таким образом, кредитные организации пытаются обойти механизм реабилитации клиентов, который заработал в конце апреля этого года. Согласно этому механизму, клиент вправе обжаловать отказ в совершении операций сначала в самой кредитной организации, а потом — в межведомственной комиссии ЦБ и Росфинмониторинга. Однако банки предпочитают сегодня создавать свои внутренние списки неблагонадежных клиентов, не уведомляя о них Росфинмониторинг. Клиенту причину отказа в обслуживании они также не сообщают. Законно ли это, АиФ.ru узнал у юриста.

   
   

«К сожалению, де-факто банки могут отказать клиенту в выполнении операции, на называя при этом причину такого отказа. Оспаривать это довольно сложно, даже при том, что на сегодняшний день работает механизм реабилитации, при помощи которого физическое лицо может оспорить действия банка. Но несмотря на это, у банка возможность отказа для выполнения операций сохраняется. Причину отказа кредитная организация может не сообщать, но тем не менее некая причина для отказа все-таки фиксируется во внутренней документации. Например, так работает „антиотмывочный механизм“. Вы даже не узнаете, почему это произойдет, ваша операция будет приостановлена. А если

вы уже столкнетесь с судебным обжалованием действий банка, то только на судебной стадии он может сослаться на закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов“, и с такой причиной отказа вам будет достаточно сложно оспаривать его действия», — говорит юрист Андрей Некрасов

Таким образом, узнать причину отказа фактически невозможно. Банк, отказывая в операции, не выдает никаких документов клиенту. Выяснить, почему такое произошло, можно только путем проведения аналогичной операции или открытия счета в других банках.

Как добиться исключения из «черного списка»?

В «черный список» попадают клиенты, которым банки отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении 115-ФЗ*. Чтобы добиться исключения из списка, нужно пройти реабилитацию в каждом из банков, который отказывается предоставлять свои услуги. Сначала клиент должен доказать банку, что он не вовлечен в сомнительную деятельность. Если при этом он получил отказ, то ему следует запросить у банка отказ в выполнении операций в письменном виде и подать его вместе с жалобой в ЦБ.  После этого регулятор и Росфинмониторинг собирают специальную комиссию, члены которой принимают решение о реабилитации по конкретному клиенту.

«Клиента реабилитируют при отсутствии каких-то разумных причин для того, чтобы считать его нарушителем. Здесь банку все-таки придется ссылаться на что-то и доказывать свою правоту для отказа. Если таких доводов не будет предоставлено, то комиссия вправе реабилитировать клиента. Но как это работает на практике, пока особо не видно, так как закон был принят относительно недавно», — говорит Некрасов.


*ФЗ 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов» был принят был принят Государственной Думой 13 июля 2001 года, а Советом Федерации одобрен 20 июля 2001 года. Последние изменения в него внесли 29 июля 2017 года. Цель закона — выявление, предупреждение, пресечение и задержание лиц, финансирующих терроризм или получающих доход незаконным, преступным путем.