Грабительское ЖКХ. За какие коммунальные услуги можно не платить?

Россияне переплачивают за коммунальные услуги более чем в два раза от себестоимости, об этом сообщил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. «Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают более 100% себестоимости, и все разговоры о том, что мы недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это чушь собачья», — заявил глава ФАС в эфире телеканала НТВ. Например, тарифы на воду могут различаться более чем в 50 раз в соседних регионах.

   
   

Пока антимонопольщики хотят урегулировать вопрос с завышенными ценами на законодательном уровне, рассказываем, на каких коммунальных услугах можно сэкономить.

За лифт, антенну и радио можно не платить?

По словам Вадима Казинца из управляющей компании «Городские усадьбы», жильцы могут отказаться от оплаты радиоточки и телеантенны. Только нужно не переставать платить за услуги самовольно, а оформить отказ официально.

«Нужно просто подать заявление в уполномоченную организацию (Российские сети вещания и оповещения) либо обратиться в центр госуслуг. Аналогичная ситуация с телеантенной. Уточните в вашей управляющей компании название организации, предоставляющей услугу, и обратитесь к ним с заявлением на отключение. Проблемы с отключением возможны, только если на вас „висит“ долг за предоставленные услуги. В этом случае необходимо будет предварительно погасить задолженность», — пояснил эксперт АиФ.ru.

А вот вопрос с оплатой лифта жильцами первых этажей является спорным. С одной стороны, они подъемником не пользуются. Но дело в том, что в данном случае собственники оплачивают не факт пользования лифтом, а общедомовое имущество, как поясняет эксперт по вопросам управления многоквартирными домами Дмитрий Бурняшев. «Вносимые платежи идут на безопасную эксплуатацию, содержание лифтового оборудования», — отмечает он.

С другой стороны, по словам руководителя Центра бесплатной юридической помощи Оксаны Комаровой, шанс отказаться от оплаты обслуживания и ремонта лифта у жильцов первых этажей все-таки есть. Но для этого потребуется собрать общедомовое собрание и включить в его повестку вопрос о снятии обязательств по оплате лифта с жильцов первого этажа. Затем нужно провести голосование среди жильцов и задокументировать принятое решение и уже с этим документом обращаться в управляющую компанию.

«Правда, как показывает практика, подобные отказы редко принимаются жителями верхних этажей, ведь вся недостача по оплате обслуживания и ремонта лифта никуда не девается, а делится между ними», — добавляет Комарова.

   
   

Кроме того, можно не платить за «коммуналку», в случае если предоставляются услуги ненадлежащего качества. Например, в платежке прописан пункт об уборке подъезда, а она не выполняется. «Для подтверждения факта предоставления коммунальной услуги с отклонениями от установленного качества составляется акт с представителями управляющей компании. Актируются не только факты нарушения прав на качественные коммунальные услуги, но и работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, выполненные ненадлежащим образом. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт дома. В случае спорных вопросов рекомендуем обращаться непосредственно в саму управляющую организацию и требовать составления акта осмотра мест общего пользования (если речь идет об уборке — ред.)», — рассказывает юрист Европейской Юридической Службы Татьяна Трофименко.

Как сделать перерасчет?

Еще один законный способ уменьшить расходы на коммунальные услуги — это перерасчет на время вашего отсутствия дома (в отпуске, на даче или в больнице). Это актуально, если у вас не стоят счетчики. Перерасчет возможен только при отсутствии более пяти полных календарных дней. «Снижение стоимости (по нормативу) возможно только за холодную, горячую воду, водоотведение (канализирование), газоснабжение, электроснабжение. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия дома», — объясняет юрист Федерального проекта по финансовой грамотности «Финшок» Лолла Кириллова.

По ее словам, для перерасчета необходимо подать заявление (с указанием фамилии, имени и отчества всех отсутствующих членов семьи, точного времени отсутствия) и документы, подтверждающие, что вас действительно не было дома. Это могут быть билеты на самолет или поезд, гостиничные счета, командировочное удостоверение. Обработка запроса на перерасчет занимает 30 дней после возвращения жильцов.

Отметим, что период временного отсутствия не может превышать шести месяцев.

Под перерасчет в связи с временным отсутствием не попадают начисления по счетчикам, а также общедомовые нужды. Это отопление, газоснабжение для отопления жилых помещений, вывоз мусора, эксплуатация лифта, уборка подъезда и т. п.

Проще говоря, речь об имуществе жильцов дома и услугах, которыми они пользуются сообща, даже если того не замечают, как говорит управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», президент Института развития и адаптации законодательства, глава Комитета «Деловой России» по оценке регулирующего воздействия Алексей Головченко. Отсутствие жильцов одной квартиры не повлияет на вывоз мусора или, скажем, отопление всего дома: услуги будут предоставляться в штатном режиме, соответственно, оплачивать их должен каждый вне зависимости от того, был он дома или нет.