Глушь и благодать. Экономист Свириденко рассказал о том, где искать счастье

Арт-объект «Счастье в горах» на горнолыжном курорте «Губаха» в Пермском крае. © / Владимир Астапкович / РИА Новости

Каждый стремится к счастью, но, чтобы обладать этим состоянием, нужны ресурсы, значит, счастье – категория в том числе экономическая.

   
   

Счастливый вопрос aif.ru решил обсудить с исполнительным директором Института экономики роста имени Столыпина Антоном Свириденко.

Антон Свириденко: Парадокс: никто до конца не понимает, что такое счастье, но каждый хочет именно его, – рассуждает он. – По сути, это, конечно, ощущение гармонии и своей востребованности: личной, деловой, общественной. Это свобода развития своих способностей. Это свобода выбора. Это окружающая среда, она тоже формирует ощущение счастья.

Алексей Дуэль, aif.ru: Как можно с точки зрения экономики описать счастливого человека?

– У него есть дело, которым он хочет, любит и умеет заниматься, и у него это хорошо получается. У него выстроен баланс рабочего и личного времени. Он хорошо зарабатывает. Это позволяет ему продолжать свой род и воспитывать детей в благоприятной среде, дать им хорошее образование.

– То есть всё упирается в день­ги, которые надо заработать и правильно потратить?

– Деньги, безусловно, не помешают. Но этого недостаточно. Нужно делать своё дело на этой земле, проявить себя профессионально, творчески, семейно.

   
   

– Иными словами, счастье можно заработать?

– Можно заработать минимально необходимые для этого состояния ресурсы, это объективно. И для этого надо приложить усилия. Без этого счастья точно не будет.

География радости

– Где сейчас в России проще найти счастье – в столицах или в провинции?

– За последние 12 лет в России число жителей в городах-миллионниках увеличилось на 6 млн человек. Большие города, агломерации тоже имеют много факторов дискомфорта, но все почему-то едут туда. И это не только у нас, во всём мире так.

– То есть коллективный оптимизатор решил, что искать счастье надо в мегаполисах?

– Тут нельзя сказать, что кто-то что-то решил. В СССР тоже был тренд на перемещение людей из малых населённых пунктов в крупные, но это явление отчасти компенсировала система распределения выпускников вузов. Многие города и посёлки возникали вокруг предприятий. Кто-то из молодых специалистов, отработав положенный срок, возвращался в мегаполисы, а кто-то оставался. В большинстве мест имелись более или  менее приемлемые условия для людей. После 90-х всё это дег­радировало, в провинции не было денег ни на архитектуру, ни на какие-то излишества. А, например, Москва даже в этот достаточно кризисный период украшалась, строила инфраструктуру. Сейчас она вообще стала фактически одним из лучших городов мира. Понятно, что все хотят жить здесь. Но массовое переселение в столицу не может стать способом обретения счастья для всех и каждого.

Нажмите для увеличения

– Скажете, что Москва не резиновая?

– Жизнь в мегаполисе более сложная и дорогая, чем в провинции. В Южной Корее, где половина населения страны живёт в Сеуле и окрестностях, сейчас самый низкий показатель рождаемости в мире – 0,84 ребёнка на одну женщину. Для нормального воспроизводства населения это значение должно быть не меньше 2,1. В Сеуле этот показатель ещё ниже, чем в целом по стране. Происходит депопуляция. У нас есть тот же тренд, пусть и менее выраженный. В городах-миллионниках переизбыток рабочей силы, а в провинции некем закрыть вакансии там, где ещё функционирует экономика.

Миграция ведь ещё и ценностный феномен. Зарплата здесь – только один из факторов. Инфраструктура, возможность провести досуг, получить образование – тоже важно. Или сообщество, в котором будешь жить. Поэтому люди и едут в более крупные населённые пункты. Но всё это можно создать и в малых городах, а если чего-то нет, то к этому можно обеспечить дос­туп через мобильность.

– Главные минусы большого города на ваш взгляд?

– В большом городе человек теряется. В малом он быстро становится заметным. Там лучше экология, меньше стресса, больше времени для семьи. Но пока что большинство случаев возвращения в малые города из больших – это следствие личных ситуаций, чаще всего пожилые родственники, которых надо поддерживать. Такой тренд можно и нужно переломить, чтобы «обратная» миграция была вызвана комфортом жизни в малом городе. Причём такие примеры уже есть.

Прекрасная провинция будущего

– Предположу, это побережье Краснодарского края или нефтегазовые регионы?

– Нет, это города, где точки роста изначально отсутствовали. Например, в регионах с низкими темпами экономического развития создают индустриальные парки – это целая гос­программа, сейчас её расширили на 20 субъектов. Пензен­ская, Псковская области… Государ­ство строит промышленные пространства, там льготные ставки аренды, сниженные налоги, другие особые условия. Туда приходят предприниматели, развивают бизнес, создают рабочие места – жизнь начинается. Подтягивается инфраструктура. У людей появляются возможности счастливо жить в условиях такой «новой провинциальности».

– Это решит проблему опустынивания страны и оттока людей в мегаполисы?

– Это очень хорошая мера, но она недостаточна. Хотя бы потому, что у нас в стране 801 малый город (до 50 тыс. жителей), а госпрограмма рассчитана всего на сотню таких парков. А есть ещё города до 100 тыс. жителей, они от малых почти ничем не отличаются. Главное правило – малый город должен опираться на свою стратегию уникальности, искать точки роста, устранять недостатки инфраструктуры. Но на это понадобятся уже государственные ресурсы. Нужны транспорт, доступное жильё, условия для бизнеса и т. д. В Индии столкнулись с той же проблемой, там для одной из действенных мер оказалось строительство аэропортов в маленьких городах и субсидирование перелётов. И, как ни странно, обустройство цивилизованных общественных туалетов. Нам надо искать свои решения. И для страны, и для каждого города. Чтобы люди могли найти счастье там, где для него есть все условия. Представление о прекрасном ведь у каждого своё, а заставить всех быть счастливыми одинаково просто невозможно.