Доплачивай или уходи. Почти 1,5 тыс. домов престарелых могут закрыть

Десятки тысяч престарелых россиян и инвалидов, живущих в негосударственных интернатах, могут остаться без крыши над головой из-за ввода лицензирования работы таких заведений. Законопроект об этом подготовлен Минтрудом и размещен на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.

   
   

Сейчас в стране официально «деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам в стационарной форме социального обслуживания» осуществляют ‎1967 государственных организаций и 192 негосударственные организации, подсчитали в министерстве. И есть еще почти 1,5 тыс. негосударственных организаций, которые занимаются практически тем же самым, но в реестр поставщиков социальных услуг не входят. Формально они работают скорее как гостиницы: просто предоставляют жилье по договору. Уход и все остальное там тоже есть, но четко это ни в каких договорах не прописано. Получается своего рода гостиница с допуслугами. Именно у них могут возникнуть сложности при получении лицензии. 

Цель вижу

Интерес государства понятен: частные пансионаты для пожилых людей часто попадают в сводки происшествий, причем каждый раз с большим количеством жертв среди постояльцев. В январе 2021 года в поселке Боровский Тюменской области при пожаре в таком заведении погибли семь человек. За месяц до этого аналогичная трагедия в Башкирии унесла жизни еще 11 человек. Еще месяцем ранее в Петербурге при схожих обстоятельствах трое погибли, трое ранены. Красноярск, подмосковный Красногорск и даже столица — пожары в частных домах престарелых происходят регулярно. А оборудование и оснащение таких заведений, готовность персонала провести быструю эвакуацию, в том числе лежачих обитателей, как правило, оставляют желать лучшего. Да и без чрезвычайных происшествий к работе таких интернатов возникает немало вопросов.

«Были действительно страшные случаи, когда одиноких бабушек и дедушек оставляли без

жилья, заключив договор на пожизненное содержание в доме престарелых, а после — помещали их в такие учреждения, где человек с каким-либо заболеванием просто не выживал, — вспоминает депутат Госдумы Никита Чаплин. — Наша задача сделать эти учреждения подконтрольными, чтобы периодически они проходили проверку и получали лицензию. Наши региональные кураторы постоянно взаимодействуют с государственными домами престарелых, проводят мероприятия, привозят помощь, общаются с проживающими бабушками и дедушками, следят за условиями. Поэтому с государственными учреждениями сложности возникают редко, но в отдаленных территориях они тоже есть. А вот к частным заведениям — большие вопросы».

Чтобы получить лицензию, дому престарелых надо будет подтвердить, что у него есть подходящее помещение, оформить на него санитарно-эпидемиологическое заключение, предоставить декларацию пожарной безопасности. Предполагается, что давать такие документы будут власти регионов, контролировать весь процесс поручат Роструду. 

Предусмотрены особые правила для домов престарелых, рассчитанных на небольшое число постояльцев, а также расположенные в сельской местности. В случае принятия проекта закона получать лицензии станет необходимо всем, кто фактически обеспечивает проживание престарелых граждан. Порядок должен вступить в силу с начала 2028 года. В качестве «плюшек» обладатели таких лицензий получат нулевую ставку налога на прибыль как организации, занятые оказанием социальных услуг.

Защитить всех

Мало кто из обитателей домов престарелых попадает туда по собственной воле. Это могут быть или одинокие старики, или люди, которым нужен постоянный квалифицированный уход, который родные дома обеспечить не в состоянии, а нанять профессиональную сиделку по карману далеко не всем. 

   
   

Понятно, что, выбирая пансионат, где будет жить кто-то близкий, все стараются найти максимально комфортное и удобное место: чтобы была возможность и навестить почаще, и комната поуютней, и еда вкусная, и соседи приятные. Именно этим обычно и привлекают частные социальные организации. Если еще и цена оказывается подъемной, то вопрос с переселением часто решается довольно быстро. 

«Сейчас население домов престарелых в России составляет около 250 тыс. человек, вопрос

в том сколько человек окажется в тех домах престарелых, которые не пройдут лицензирование? — отмечает управляющий партнёр компании „Илюмжинов, Русяев и партнёры“, юрист Илья Русяев. — Выбросить их на улицу нельзя. Но и оставить у родственников, которые не могут ухаживать, тоже проблематично. Для соответствия требованиям лицензирования многим домам нужно будет нанимать дополнительный и более квалифицированный персонал, улучшать условия проживания, что может повысить цены на услуги на 15-30%».

Рост цен на услуги частного дома престарелых сделает оплату проживания там за нуждающегося в уходе родственника непосильной для части семей. Социальные службы готовы компенсировать потерю части дохода тому, кто будет ухаживать за инвалидом дома. Но и этот выход подойдет далеко не всем. Переводить же пожилого человека из частного пансионата в казенный дом престарелых во многих случаях будет очень негуманным решением. А при массовом закрытии частных социальных заведений в государственных может просто не остаться места. К тому же как быть с людьми, заключившими пожизненный договор содержания с конкретным пансионатом, если он вынужден будет закрыться, тоже непонятно. 

«Конечно, уровень комфорта в таких заведениях хотелось бы поднять, — признает Русяев. — Чтобы люди чувствовали себя как дома, а не в больнице. Но добиться этого можно постепенно, без резких толчков. Тогда и безопасность престарелых будет обеспечена, и финансовая нагрузка на них и их семьи не возрастет».