Богачи не сдаются
«Я — Игорь, напарник тоже. Никаких фамилий. Личные данные должников упоминать не надо, — бритоголовый накачанный мужчина лет 30 с небольшим перебирает листы с уведомлениями о задолженностях. — Сегодня у нас 8 адресов».
Два Игоря похожи: качки в чёрных куртках и чёрных вязаных шапочках. Люди серьёзные — дворники открывают им двери подъездов, не задавая лишних вопросов. «А что спрашивать, видно, что коллекторы», — смеётся на моё замечание пожилой киргиз с метлой.
Время — 8 утра. «Раньше в 6 утра "в гости" наведывались, — с ноткой сожаления в голосе вспоминает Игорь № 1. — Теперь по закону раньше 8 утра и позже 9 вечера приходить или звонить нельзя. Эффективность утренних обходов стала ниже. Конечно, с паяльником работа, вероятно, пошла бы веселее. Но мы переговорщики. И чем быстрее убедим должника отдать долг, тем лучше для него, для кредитора да и для нас».
Первым делом мы едем к бизнесмену, совладельцу нескольких фирм, который задолжал банку 641 тыс. руб. (кредит плюс пени) и просрочил платежи на 337 дней. «К нему уже ездили, — говорят мои новые знакомые. — Дверь не открывает, хамит. Среди неплательщиков с огромными суммами долга и годовыми просрочками много богатых. У них это даже считается доблестью. Есть и поговорка: "Долги платят трусы". И, что странно, много тех, кто уже попадался на просрочке платежей по огромным кредитам. Как им продолжают займы выдавать?»
Выясняется, что у неплательщика двухуровневая квартира. Но ни на одном из этажей двери не открывают.
Оставив «уведомление о досудебном взыскании задолженности» в почтовом ящике должника, едем по следующему адресу. Там живёт сотрудник крупной газовой корпорации, который должен 180 тыс. руб. и не платит примерно полгода. «То есть он делает вид, что платит, — уточняет Игорь № 2. — Последний платёж — 140 рублей. Видимо, чтобы сказать нам: «Но я же плачу!» Поговорить с газовиком коллекторам, однако, не удаётся. Та же история ещё по нескольким адресам...
Любовь и кредиты
Игори — бывшие милиционеры, один из них даже был следователем. Коллекторским бизнесом занимаются уже 10-15 лет. Они — хард-коллекторы (от англ. hard — «жёсткий»). «Софты» (от англ. soft — «мягкий») работают по телефону при просрочке от 90 дней. Если же должник кредит не возвращает, за него берутся «жёсткие» переговорщики. «Кормятся» коллекторы с того, что соберут. За оклад в 35 тыс. руб. нужно сделать план — 500 тыс. руб., а за то, что сверх плана, положен процент.
«Во, птичка накакала на лобовое стекло! — радуется Игорь № 2. — Значит, будет сегодня контакт!» У каждого «харда» своя территория, но ходить стараются парами, так безопаснее. «Вы бегать умеете? — спрашивает Игорь № 1 перед визитом по следующему адресу — к уроженцу Кавказа, задолжавшему банку несколько сотен тысяч. — Могут с ножом полезть или полицию вызвать. Последнее не страшно, но время потеряем».
«Я как-то один поехал к должнице, — вспоминает крепыш № 2. — И вдруг из дверей на лестничную клетку выходит огромный кот, размером чуть поменьше леопарда, пятнистый. Ходит вокруг меня, то ли мурлычит, то ли рычит и когти выпускает. Разговор мирно кончился, она даже всё выплатила, но страху натерпелся... Хозяйка сказала, что это какой-то лесной кот и она сама его побаивается».
Вообще с женщинами контактировать у коллекторов-мужчин, судя по всему, удаётся лучше. «У одного из наших вообще любовь случилась, — рассказывает Игорь № 1. — Он взял отпуск за свой счёт на 2 дня. И не появляется. Нам тревожно стало, поехали искать по адресам — всякое же бывает, вдруг убили... Нашли у должницы. Объяснил: она открыла дверь заплаканная — муж ушёл. Вот он и утешил...»
Должников коллекторы делят на категории. Помимо богачей это бестолковая молодёжь, набравшая потребительских кредитов, и люди, столкнувшиеся с финансовыми затруднениями. «Чаще всего встречаются те, кто не смог рассчитать свои силы, — говорит Игорь № 1. — Работяга, который взял кредит, неадекватный зарплате, а потом ещё и работу потерял. Как правило, в этой категории больше приезжих. Если дети есть, то человек, скорее всего, не будет прятаться, а заплатит».
Действительно, нам удаётся поговорить с должниками только по двум адресам — и в обоих случаях у них недавно появились малыши. Работяга Александр (90 тыс. руб., просрочка 107 дней) клянётся, что всё выплатит — недавно нашёл новую работу, — и даже даёт коллекторам номер своего мобильного. Молодая мать Ирина (12 тыс. руб., 92 дня) тоже готова расплатиться с банком в ближайшее время.
«То, что нам открыли двери всего в 2 случаях из 8, — совсем неплохо, — говорит на прощание Игорь № 1. — У нас "контактность" редко превышает 10%. То есть если в месяц 250 должников объездим и 25 из них убедим деньги вернуть — это хороший результат. С кем сложнее всего работать? Если попадётся бывший или даже действующий коллектор — беда; его разговорами не проймёшь».
Мнение эксперта
— Коллекторский бизнес не раз хотели «закрыть»: мол, есть суд и служба судебных приставов. Но приставы не справляются со всем объёмом работы, так что услуги коллекторов востребованы. Однако из-за отсутствия чётких законов, регулирующих взаимоотношения коллекторов и заёмщиков, растут и число невозвратов, и ставки по кредитам, потому что банки вынуждены закладывать в эту ставку свои риски. Нужен специальный закон. Дума будет рассматривать его в весеннюю сессию. Он усилит ответственность коллекторов, поможет очистить их ряды от вымогателей. Нужно, чтобы работа коллекторских агентств регулировалась Центробанком. И конечно, нужно составить реестр этих агентств. Также стоит подумать, как ограничить ставки по кредитам.