Деньги — в топку. Как сейчас нельзя хранить сбережения?

В кризис, когда одни граждане потеряли часть заработка, а другие вообще лишились работы, вопрос пассивного дохода становится особенно актуальным. Но одновременно с этим возможности для инвестирования в кризис сужаются: одни инструменты не дают нормальной доходности, другие и вовсе оставляют без сбережений. 

   
   

АиФ.ru вместе с финансовыми экспертами выделил инвестиционные инструменты, от вложений в которые хотя бы на время кризиса лучше отказаться.

Высокорискованные ценные бумаги

При инвестировании риск — основополагающее понятие, говорит инвестор Алексей Чаликов. Рука об руку с риском идет волатильность — показатель, характеризующий степень изменения цены на что-либо. На фондовом рынке есть высоковолатильные финансовые инструменты, в которые обычному человеку деньги лучше не вкладывать.

В качестве примера эксперт приводит ситуацию с отрицательными ценами на нефть, зафиксированными на торгах в апреле этого года: 20 апреля торги фьючерсами на Мосбирже остановились на цене 8,84 доллара, система перестала принимать заявки с меньшими ценами. Затем биржа рассчитала цену экспирации (закрытия контракта — прим. ред.) по отрицательной цене. В итоге инвестор, купивший один контракт по 8,8 доллара, получил убыток в 465 долларов.

«Меня поразило, когда на следующий день на сайтах брокеров начали появляться комментарии инвесторов по поводу произошедшего. И было совершенно очевидно, что среди них очень много людей, которые попросту не понимали, что такое опцион, что такое принудительное закрытие контракта и что такое дата экспирации. То есть люди попросту „с улицы“ пришли на специфический рынок торговли опционами на нефть и потеряли свои деньги», — делится эксперт.

Перед тем как прийти на фондовый рынок, следует изучить, как он работает. «Если вы не понимаете, что такое форекс, опционы, фьючерсные контракты, инвестирование в подобные инструменты опасно. Вы просто лишитесь денег», — предупреждает Чаликов.

Недвижимость

Каждый кризис, когда дешевеет нефть, валится рубль и появляются слухи о дефолте, граждане устремляются на рынок недвижимости с уверенностью, что, вложив сбережения в квадратные метры, они наверняка сохранят деньги. На самом деле инвестиции в недвижимость не так прибыльны, говорит к. э. н., преподаватель Финансового Университета при Правительстве РФ Елена Корнилова. «При выборе этого инструмента при расчете доходности обязательно надо учитывать стоимость содержания, ремонта, налогов и ликвидности конкретной недвижимости», — объясняет эксперт.

   
   

Квартира — это объект материального мира, отмечает Алексей Чаликов. А значит, ее стоимость может как расти, так и падать. «И ее стоимость не обязана соответствовать вашим представлениям и идти только вверх. <...>

Квартиры можно лишиться, например, в силу „хлопка“ газа или пожара. Квартиру неудобно и долго продавать, когда срочно потребовались деньги. Стоимость квартир в нашей стране растет только в рублях, а если считать в долларах, то она падает. Профессия рантье — весьма неблагодарная и только кажется, что сдавать квартиру легко и приятно. Расходы на содержание квартиры всегда будут только расти. Хуже квартиры может быть только майский опцион на нефть на Московской бирже», — рассуждает эксперт.

Президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич не исключает, что строительные корпорации намеренно вбрасывают слухи о скором повышении цен на недвижимость, чтобы таким образом стимулировать спрос. «Однако мы видим уже некое подобие пузыря на рынке китайской и американской недвижимости, что может вообще привести к обесцениванию квадратных метров не только в этих странах, но и по всему миру. То же самое касается и коммерческой недвижимости, условий для повышения цен на нее пока нет: помещения пустуют из-за разорения компаний, многие полностью переходят на удаленный режим работы, спрос сохраняется на низком уровне», — указывает эксперт.

Незастрахованные инструменты

По словам профессора кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Юрия Юденкова, в кризис вообще лучше воздержаться от инвестиций в незастрахованные инструменты: «Металлические счета, вложения в микрофинансовые организации, микрокредитные компании, все они не страхуются. Инвестиции в подобные активы вы делаете на свой страх и риск. Кроме того, следует избегать тех инструментов, которые усиленно рекламируются как обеспечивающие высокую доходность».

Финансовые пирамиды

Это только кажется, что МММ, «Хопер-инвест» или «Властилина» остались где-то в 1990-х. Финансовые пирамиды никуда не делись, только рекламируются они теперь не по телевидению, а в интернете. Современные Мавроди обещаниями доходности под 300% от торговли на фондовом рынке не ограничиваются: гражданам предлагают инвестировать в секс-куклы с искусственным интеллектом или в «перспективные» кэшбэк-сервисы. 

«Ни при каких условиях не пользуйтесь этими или подобными сервисами. В лучшем случае это очередная финансовая пирамида (откуда, теоретически, еще можно успеть вывести деньги), в худшем  откровенные мошенники. Но если уж вы дошли до того, что серьезно рассматриваете инвестирование в подобные сервисы, купите лучше квартиру», — говорит Чаликов.

Криптовалюта

В мае 2017 года за один биткоин давали 2200 долларов, в декабре того же года — почти 19000 долларов. В апреле 2018 года курс самой известной криптовалюты рухнул до 5400 долларов, а в июле подорожал до 11000. Потом были новые взлеты и падения, и сейчас биткоин продается почти за 12 тысяч долларов.

«Криптовалюта — это, по сути, разновидность лотереи. Тот же биткоин — гораздо более рисковый актив, чем любая акция, торгующаяся на бирже.

У криптовалюты нет добавленной стоимости, она не генерирует денежный поток и не платит дивиденды. Криптовалюта — это просто технология. Но ведь в сами технологии никто не инвестирует. Инвестируют в компании, развивающие технологии, а не наоборот. Не дайте себя обмануть. Современный крипторынок — это рассадник мошенников и сомнительной активности», — отмечает Чаликов.