Декабрьская оттепель. В Европе неожиданно разморозили активы россиян

Рождественский подарок преподнес Минфин Люксембурга российским инвесторам, 20 декабря неожиданно разрешив разморозить активы россиян, «застрявшие» в расчетной системе Clearstream. На следующий день, 21 декабря, так же поступил Минфин Бельгии, разблокировав фондовые ценности наших соотечественников в системе Euroclear.

   
   

«Я думаю, что многие из вас услышали, что буквально вчера правительства Люксембурга и Бельгии приняли решение дать возможность Euroclear как крупнейшей депозитарной международной системе разблокировать часть российских бумаг», — сообщил первый зампред Банка России Владимир Чистюхин.

История вопроса

Проблемы стали возникать еще в марте, когда Euroclear и Clearstream, две крупнейшие европейские структуры, осуществляющие хранение ценных бумаг и обеспечивающие расчеты по сделкам с ним, стали блокировать счета российских инвесторов. Они опасались в общей массе сделок «пропустить» транзакцию, где продавцом или покупателем был бы россиянин, попавший под западные санкции.

Архитектура этого рынка выстроена наподобие матрешки — любой гражданин России, купивший иностранные акции, учитывает их на своем счету у брокера, брокер активы всех своих клиентов хранит в крупном депозитарии (в России это национальный расчетный депозитарий, НРД), а НРД, в свою очередь, имеет счета в международных системах (в Европе это Euroclear и Clearstream), где и учитываются акции и облигации всех клиентов НРД. Таким образом, взаимные счета нашего расчетного депозитария с Euroclear и Clearstream являются широким мостом с двусторонним движением между российским и европейским рынками капитала. Но при этом европейские расчетные системы «не видят» конечного собственника конкретных акций или облигаций, и, чтобы подстраховаться, они и решили просто «заморозить» счет, принадлежащий НРД — так ни одно подсанкционное лицо точно не сможет совершить никакую сделку. Правда, это привело к блокировке активов всех россиян, обсуживающихся в нашем депозитарии, а заодно и иностранных инвесторов, владевших российскими ценными бумагами, но европейцы, видимо, сочли это допустимыми издержками.

Безнадежные потери

Явно незаконное решение ожидаемо вызвало шквал жалоб и претензий от ни в чем не повинных инвесторов из России, и 3 июня ЕС заботливо подвел правовую основу — наложил на НРД блокирующие санкции, чем окончательно сжег российско-европейский финансовый мост. В Euroclear остались лежать мертвым грузом активы россиян на оценочно 40 млрд евро, в Clearstream — на 5,5 млрд евро. Впрочем, недоступны они стали лишь для их владельцев, а сами системы пустили эти огромные активы в оборот, на чем неплохо заработали. Например, чистая прибыль Euroclear за первые 9 месяцев, согласно ее отчетности, составила 667 млн евро, из них 340 млн евро получено от инвестирования заблокированных российских средств. 

Отдельные крупные российские брокеры и банки, имеющие прямые счета в европейских системах, пытались их разблокировать, но лишь зря потратили деньги на юристов и адвокатов. А НРД 12 августа даже обратился с иском об отмене санкций в суд Евросоюза. «Цель иска — доказать неправомерность и необоснованность включения НРД в санкционные списки ЕС, в результате которого пострадали российские и иностранные инвесторы» — поясняла пресс-служба московской биржи (НРД входит в ее структуру).

Но все потуги биржи, брокеров, банков, депозитариев и отдельных инвесторов были тщетны.

   
   

Хеппи энд с элементом хамства

И вот теперь, когда у многих россиян уже угасала надежда вернуть себе свои средства, вдруг случилось маленькое предновогоднее чудо — европейцы позволили нашим согражданам забрать свое. Теперь они могут перевести ценные бумаги в другие депозитарии, а денежные средства — на банковские счета, и в дальнейшем свободно ими распоряжаться. Правда, в бочке меда неожиданного решения есть две ложки дегтя, которые могут испортить весь праздник. Первая ложка небольшая — «амнистия для капитала» распространяется лишь на те активы, которые были на счетах европейских систем до 3 июня, то есть до введения санкций против НРД. А вот вторая ложка куда увесистей — все операции по выводу активов нужно завершить до 7 января 2023 года. Учитывая рождественские праздники в Европе и январские выходные в России это ограничение выглядит иезуитским. Вероятно, встречать Новый год российские брокеры и банкиры будут не на песчаных пляжах теплых морей, а в офисе, лихорадочно оформляя передаточные распоряжения очередного клиента. 

«Все прекрасно понимают, что приостановка взаимодействия Euruclear и Clearstream с НРД по сути является разбоем и воровством, — поясняет заместитель директора института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ Александр Пушко. — Никаких правовых оснований для ограничения этого взаимодействия нет. Возможно, неожиданное решение о разблокировке — это желание европейцев сохранить реноме, но при этом „камень за пазухой“ они продолжают держать. Например, трудно понять, почему они ограничили сроки вывода активов до 7 января. Может быть, тем самым клиринговые системы желают показать, что проявили жест доброй воли, пошли на встречу и разморозили счета, а вы сами не смогли этим воспользоваться. 

Конечно, и наш Минфин, и московская биржа, и Банк России, и НРД выйдут в выходные и будут делать все, что надо, но по форме такое ограничение иначе как хамством не назовешь».