В июле Госдума приняла закон о порядке уведомлений о реорганизации НПФ. Теперь негосударственные пенсионные фонды могут направлять уведомление о начале процедуры реорганизации через портал государственных и муниципальных услуг. Каждый кредитор НПФ получает уведомление в форме электронного документа с использованием личного кабинета на портале.
До принятия закона НПФ должны были направить клиенту информацию о начале реорганизации в письменной форме, разместить ее на своем сайте и опубликовать в специализированном печатном издании. Это делается в течение 30 дней после того, как НПФ направит уведомление о реорганизации в Банк России.
Что значит реогранизация НПФ?
Реорганизация НПФ проводится в интересах клиентов с целью повышения эффективности управления пенсионными средствами и уровня клиентского обслуживания. Основанием таких действий является решение общего собрания акционеров по согласованию с Банком России при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц.
Нужно ли перезаключать договоры?
Перезаключать договоры не требуется. Все условия договоров об обязательном пенсионном страховании и договоров негосударственного пенсионного обеспечения остаются в силе и продолжат действовать на условиях, действовавших на момент заключения пенсионного договора.
Что будет с деньгами?
Никаких изменений в выплате накопительной пенсии в случае реогранизации для клиентов фондов не произойдет, все обязательства перед клиентами будут выполняться в полном объеме.
При ликвидации НПФ пенсионные накопления тоже не потеряются. Для этого работает обязательная система гарантирования прав застрахованных (№ 422-ФЗ), которая обеспечивает сохранность пенсионных накоплений. Все НПФ, которые работают с пенсионными накоплениями, обязаны быть участниками этой системы и ежегодно делать отчисления. Перечень НПФ — участников системы гарантирования можно посмотреть на сайте Агентства по страхованию вкладов (АСВ).
Гарантии АСВ распространяются только на пенсионные накопления на индивидуальном лицевом счете человека, но не на инвестиционный доход.
Клиенты НПФ-банкрота, получающие пенсию, получат регулярную выплату из другого НПФ. Его АСВ или учредители НПФ-банкрота выбирают по итогам конкурса, отдав предпочтение претенденту, который предложит лучшие условия для клиентов обанкротившегося НПФ.
Нужно ли переходить в другой НПФ в случае реорганизации?
Граждане, которые формируют свои пенсионные накопления в негосударственных пенсионных фондах, имеют право подать заявление о досрочном переходе в СФР или другой негосударственный пенсионный фонд. Досрочный переход без потери инвестиционного дохода возможен в течение 30 дней с даты последнего опубликования фондом уведомления о его реорганизации либо в течение 30 дней с даты получения клиентом фонда уведомления о начале процедуры реорганизации.
Если вы хотите сменить страховщика, нужно обратиться с заявлением о досрочном переходе в любое Управление СФР. Заявление о досрочном переходе из реорганизуемых фондов также можно подать через портал госуслуг (с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи).
В случае удовлетворения заявления о смене страховщика Пенсионный фонд России внесет соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц и передаст средства пенсионных накоплений без потери инвестиционного дохода до 31 марта года, следующего за годом подачи заявления.
Кто является страховщиком пенсионных накоплений?
Узнать, кто является страховщиком пенсионных накоплений, можно в Личном кабинете на портале госуслуг или сайте ПФР, где можно заказать справку (выписку) о состоянии индивидуального лицевого счета.
Источники