Что за новый способ мошенничества с банковскими картами?

Категория:  Личный кошелек
Ответ редакции

Аферисты модернизировали старый способ обмана владельцев банковских карт. Столкнувшиеся с мошенниками граждане рассказывают, что звонки от злоумышленников поступают с официального телефона Сбербанка — «900» или 8-495-500-55-50. То есть с номеров, которые указаны на каждой банковской карте как официальные. Более того, аферисты называют своих жертв по имени-отчеству, знают состояние счета, последние операции и даже паспортные данные. А если клиент все-таки сомневается, как пишет «Коммерсантъ», на том конце провода обещают подтвердить, что звонят именно из банка, отправкой смс. И сообщения действительно приходят, с номера «900». Мошенники представляются работниками службы безопасности финансовой организации и говорят, что якобы была попытка несанкционированного списания денег со счета клиента.

   
   

Как конкретно выглядит «развод», АиФ.ru рассказал читатель Николай Артемов, которому мошенники позвонили в прошлом году. «Сначала я получил сообщение об отмененной операции на моей карте, почти на 10 тысяч рублей (с номера горячей линии моего банка). Я удивился, но не успел связаться с банком — буквально через 20 секунд банк сам связался. Со мной говорил очень вежливый и спокойный мужчина, он назвал меня по имени-отчеству, сказал, что, по его информации, я нахожусь в Москве. А с моей карты кто-то пытался списать деньги в Сербии (я там никогда не был). Операцию приостановили, и если я ее подтверждаю, банк сейчас же разблокирует ее. Если же эту операцию совершал не я, банк должен отменить ее — для этого он вышлет мне сообщение, на которое я должен ответить в течение десяти минут. И я действительно получил сообщение, отправленное с номера горячей линии банка, — рассказывает Николай. — Все выглядело очень правдоподобно, но единственное, что меня насторожило — это 10-минутный дедлайн, который мне отводился на отмену списания средств. Это было похоже на психологическую уловку, чтобы я не успел задуматься, позвонить в банк, уточнить, правда ли это. И я точно знаю, что банк может блокировать сомнительные операции на два дня, но никак не на 10 минут. Собственно, из-за этого дедлайна я первым делом и связался с финансовой организацией, где мне сообщили, что никаких сомнительных операций в Сербии с моего счета не совершалось».

Скорее всего, если бы Николай выполнил требования аферистов, отправив нужное им сообщение на их номер, злоумышленники получили доступ к его личному кабинету и обчистили счета. Кроме требований отправить смс-сообщение, мошенники могут спросить у ошарашенного клиента конфиденциальную информацию — логин и пароль для входа в личный кабинет, одноразовые пароли для входа в мобильный банк, кодовое слово.

Что делать, чтобы не стать жертвой мошенников?

Прежде всего, никогда не паниковать. По закону действительно могут связаться с вами, чтобы уточнить совершали вы ту или иную транзакцию, которая финансовой организации показалась сомнительной. Например, корреспонденту АиФ.ru звонили из банка после бронирования гостиницы в Братиславе — чаще всего именно оплата товаров и услуг за границей воспринимаются кредитным учреждением, как сомнительные. Но даже если вы не совершали операцию (которая смутила банк) банк не будет требовать от вас отправлять какие-то сообщения, вы просто сообщите, что не имеете никакого отношения к транзакции и финансовая организация заблокирует ее.

Точно так же настоящие сотрудники банка никогда не спросят у вас номер вашей карты, срок ее действия, трехзначный CVC-код (расположен на задней стороне карточки), логин и пароль для входа в мобильный банк. Вся эта информация конфиденциальная, и знать ее обязан только владелец банковской карты.

Наконец, если вам звонят якобы из банка, пугают списанием денег, устанавливают какие-то временные рамки, в течение которых вы можете отменить транзакцию, свяжитесь со своей финансовой организацией и уточните, правда ли, что была совершена сомнительная операция. Только не перезванивайте на тот номер, с которого вам поступил звонок, вбейте его вручную или спишитесь с банком в чате в мобильном приложении — сегодня такая функция есть у многих кредитных учреждений.

Как аферисты подделывают официальные номера банков?

В России существует платная услуга маскировать исходный номер телефона и ставить любую надпись, имя или номер в качестве отправителя sms (или звонка). Несмотря на то, что это стоит денег, все затраты мошенников многократно окупаются, пояснили АиФ.ru специалисты компании Qiwi. А информацию о клиенте — его паспортные данные, фамилию, имя, отчество, место жительства и состояние счета аферисты могут узнать от служащих финансовой организации — утечки данных, к сожалению, происходят регулярно.

   
   

Смотрите также: