Что такое совместные покупки и почему они так популярны?

Категория:  Личный кошелек
Ответ редакции

Совместными покупками называют приобретение товаров в розницу по оптовым ценам. Кооперируясь, люди могут купить продукты и вещи в несколько раз дешевле, чем в магазине, поскольку приобретают товар у поставщика без наценки. АиФ.ru разобрался, как устроены совместные покупки, как заказать товар и можно ли его вернуть в случае брака.

   
   

Как появились совместные покупки?

Первое такое объединение покупателей появилось еще в 1860 году. Новый способ маркетинга придумал основатель Great Atlantic & Pacific Tea Company в Нью-Йорке Джордж Гилман. Он рассылал клиентам предложения организовывать «клубы покупок» среди своих соседей. Члены клуба могли делать совместные заказы чая и кофе, при этом получая хорошую скидку, а доставка товаров производилась еженедельно. 

В начале XX века покупатели уже сами стали договариваться с поставщиками и создавать клубы для совместных покупок: такая модель была особенно популярна в США и Европе. В основном закупались продовольственные товары. С развитием интернета формат совместных покупок вышел на новый уровень. Так, в конце 1990-х в США появилось сразу несколько крупных сайтов с групповыми покупками. Сайты выступали в качестве посредников. Они договаривались с поставщиками, а их товары включали в каталог для групповой покупки. 

В России подобная практика стала популярна лишь в середине 2000-х годов. Сперва площадкой для коммуникации покупателей были интернет-форумы. Сейчас покупатели по всей России кооперируются либо на профильных сайтах совместных покупок, либо в группах в социальных сетях. Ассортимент тоже расширился: совместно закупать можно не только продукты, но и бытовую химию, парфюмерию, текстиль, косметику, одежду, технику, обувь и многое другое.

Как сделать совместную покупку?

Для начала нужно зайти на сайт совместных покупок или в группу в соцсетях. Там обязательно будут организаторы: они договариваются с поставщиками, заказывают, оплачивают и сортируют товар, а затем отвозят его в пункт выдачи. За свои услуги организаторы берут определенный процент. В каждой закупке прописаны условия. Это, в частности, минимальная сумма заказа, то есть сумма, на которую нужно собрать заказ, чтобы оптовый поставщик отгрузил товар. 

В случае с одеждой практикуется «сбор товара рядами», то есть приобретение нескольих одинаковых вещей, но разного размера. Соответственно, покупательнице, которой, например, нужно платье размера S, придется ждать еще некоторое время, пока другие люди выскажут желание приобрести остальные размеры.

Транспортные расходы могут быть как уже включены в организационный сбор, так и оплачиваться отдельно. У каждой закупки устанавливается определенное время сбора, допустим, неделя. После того как все участники заказали свои товары, а поставщик подтвердил закупку, она считается сформированной и человек оплачивает свой заказ. После оплаты организатор выкупает товары у поставщика и либо отправляет покупателям по почте, либо отвозит в пункт выдачи, где они могут самостоятельно их забрать.

   
   

Что делать если прислали не тот товар или брак?

Допустим, вы заказали платье, но поставщик прислал вещь не того размера или цвета. Это называется «пересорт». Если перепутан размер, то организатор возвращает покупателю деньги. А вот если вам пришла вещь не того цвета, то вернуть ее обратно не получится. Организатор всегда пишет в условиях заказа, велик ли риск пересорта, ссылаясь на свой опыт работы с конкретным поставщиком.

Бракованные товары можно вернуть, однако покупатель вынужден будет самостоятельно оплатить пересылку поставщику. Некоторые организаторы указывают, что не несут ответственность за геополитические риски, а также снимают с себя ответственность, если груз потеряют в пути или его конфискует таможня.

Смотрите также: