Что делать, если вы должны были лететь транзитом через Турцию?

Категория:  Доступная экономика
Ответ редакции

С завтрашнего дня и до 1 июня из России в Турцию будут летать лишь два рейса в неделю. Москва ограничила регулярное и чартерное авиасообщение с республикой из-за вспышки COVID-19 — ежедневно в Турции фиксируется более 50 тысяч новых случаев заражения коронавирусом, власти ужесточают карантин, а местный Минздрав признает, что нынешний период один из самых сложных с начала пандемии. 

   
   

Турция была самым популярным туристическим направлением у наших соотечественников: на период, пока с республикой приостановлено авиасообщение, россияне купили одних только путевок на 32 миллиарда рублей (по данным Ассоциации туроператоров России). А еще с пересадкой в Турции наши путешественники летали в другие страны, с которыми прямого авиасообщения нет (или оно есть, но билеты слишком дорогие). Читательница АиФ.ru Марина Л. планировала через Стамбул попасть в Эмираты, но не попадет — рейс отменили. Что делать в такой ситуации, мы узнали у юристов.

Ваучер или суд

В прошлом году, когда Россия приостановила авиасообщение вообще со всеми странами, а авиаперевозчики столкнулись с крупнейшими убытками (в общей сложности чистый убыток отечественных авиакомпаний в 2020 году составил 125 миллиардов рублей против 4 миллиардов рублей прибыли в 2019 году, подсчитали в РБК), правительство разрешило авиакомпаниям выдавать за отмененные рейсы ваучеры вместо денег.

Воспользоваться ваучером для оплаты будущего полета можно в течение трех лет с даты отмененного рейса. Если пассажир так и не воспользуется ваучером в течение трех лет, только тогда перевозчик вернет ему деньги. Раньше этого срока средства возвращаются инвалидам I или II группы, ветеранам ВОВ, многодетным семьям.

На отмененные рейсы в Турцию, в том числе транзитные, распространяются эти же правила. 

«Все мы хорошо понимаем, что денежные средства нужнее таких ваучеров, однако данное решение, вероятно, связано с тем, чтобы таким способом поддержать авиабизнес в условиях экономического кризиса, — рассуждает адвокат Антон Березин. — Таким образом, законодатель доверил авиаперевозчику все действия по обмену или возврату денег за билеты, что не совсем согласуется с Законом „О защите прав потребителей“».

Если вариант с ваучером не устраивает, можно попробовать написать в авиакомпанию заявление о возврате средств в связи с отменой рейса, подсказывает адвокат. В заявлении следует указать все реквизиты вашего билета, а также реквизиты банковского счета для перевода средств (если билеты оплачивались в наличной форме). Окончательное решение о возврате пассажирам денежных средств или выдаче им ваучеров останется за авиаперевозчиком.

   
   

Если авиакомпания заявление проигнорирует, в таком случае придется обращаться в суд, говорит адвокат палаты адвокатов города Москвы Кристина Колесник.

«Если вас не устраивают предложенный авиаперевозчиком вариант с ваучером, необходимо обращаться в судебном порядке за возвратом денежных средств за отменный туристический продукт. Данная ситуация подвергнута специальному нормативному регулированию — ст. 14 Федерального закона „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“. Поэтому при грамотном составлении искового заявления и подготовке документов возможно не только взыскание с авиаперевозчика в полном объеме средств за авиабилет, но также и получение неустойки за нарушение ст. 31 Закона РФ „О защите прав потребителей“, штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, а также возмещение компенсации морального вреда», — указывает эксперт.