Россияне перестали бояться показаться бедными и стали экономить на предметах роскоши (ценные вещи, предметы искусства, антикварные и уникальные изделия), рассказали эксперты. При этом около 27% граждан экономят и на вещах, относящихся к категории первой необходимости.
За последний год более 60% россиян отметили ухудшение качества жизни из-за вынужденной экономии, половина из них — значительное. Неизменным положение осталось у 23%, улучшилось благодаря экономии — лишь у 6%, гласит исследование, которым с aif.ru поделились аналитики финансового маркетплейса.
За последний год чаще всего респонденты экономили на предметах роскоши — 69%. Значительное сокращение расходов также коснулось туризма (60%), развлечений и занятий спортом (51%) и бытовой техники (48%). Интересно, что люди чаще отказывались от предметов первой необходимости (27%), чем от расходов на транспорт и топливо (24%).
Половина опрошенных (51%) отказались от дорогих брендов и магазинов в целях экономии. Еще 44% стараются выбирать более дешевые товары, а 18% закупаются оптом.
Если говорить о том, от чего респонденты склонны отказываться полностью, это все те же предметы роскоши (74%), путешествия (47%), развлечения (37%) и электроника (29%).
Что же касается низшего среднего класса, здесь люди тоже задумались о разумной экономии, уточнила собеседница.
«Дорогие путешествия начинают проигрывать ремонту квартиры, дома, расширению дачи, — отметила она. — Аналогичные аргументы являются причиной отказа от покупки предметов роскоши. С точки зрения объема продаж, такой тренд не могут компенсировать даже те, кто покупает предметы роскоши, стыдясь бедности, и, владея предметами роскоши, они демонстрируют окружающим, что они не бедны».