Бесконтактная оплата. Эксперты уверены, что на рынке нужна конкуренция

Сегодня на рынке бесконтактных сервисов оплаты есть все условия для дальнейшего развития. Поэтому эксперты рынка говорят об опасности любой монополии и жестких ограничений в этой сфере. Многие банки и IT-компании разрабатывают как свои собственные платежные сервисы, так и объединяются, например, для создания единого QR-кода для оплаты покупок. Кроме того, на рынке есть и QR СБП от НСПК, не менее популярная возможность оплаты. Эксперты рассуждают, возможна ли монополия на QR, а также к чему приведут ограничения рынка подобных технологий в случае их появления.

   
   

Исторический момент

Россия долгое время находится в числе мировых лидеров по объему бесконтактных транзакций при оплате товаров и услуг. Например, в 2021 году ныне покинувшие отечественный рынок Mastercard подтверждали данный статус. По опросам компании, почти 80% всех опрошенных говорили, что бесконтактная технология стала каждодневной привычкой для россиян.

В 2022 года произошел некий спад таких транзакций в оффлайн-режиме, но на российском рынке продолжают развиваться и предлагаться пользователям как уже разработанные сервисы, так и новые. Выбор своего способа бесконтактной оплаты или сразу нескольких остается за клиентом.

«Что произошло за два года? За два года произошел интересный феномен: рынок был открыт для технологий, и все побежали инвестировать в свои старые наработки, которые, естественно, теперь могли так или иначе имплементироваться на рынок, предоставляться клиентам и мерчантам. Мы увидели, что за два года всего лишь 40% операций в онлайне совершается с использованием банковских карт, а 60% — это уже различные кнопки по типу SberPay и СБП. Такое даже Apple не могла себе представить», — рассказал в интервью на «Бизнес ФМ» старший вице-президент Сбера Дмитрий Малых.

По его словам, в офлайне пользователи пока не нащупали свой новый основной метод безналичной оплаты. И сейчас здесь примерно 86% проводится по банковским карточкам и 14% — по новым методам оплаты, куда входят и QR, и NFC, и биометрия. Банк уже много лет разрабатывает разные технологии оплаты, клиентам доступны возможности целого семейства сервисов бесконтактной оплаты банка, где собраны сервисы как для того, чтобы совершать покупки в интернете, так и для покупок офлайн в торговых точках. Количество терминалов, которые принимают все виды бесконтактных платежей, достигло 700 тысяч и продолжает расти. Что же мешает увеличить долю офлайн платежей бесконтактным способом?

Конкуренция за QR

Так или иначе, кроме прочих, сегодня одним из популярных способов оплаты считается QR. Он стал камнем преткновения в вопросе «единства» и «универсальности» технологии. Сбер развивает технологию оплаты по QR с 2019 года, в 2022 году, после запуска СБП, компания объединила на своей платформе два этих кода и предложила другим банкам подключаться к сервису. Сегодня к multi-QR от банка подключены 18 партнеров из числа финансовых организаций, а к концу года их станет 22. Когда год назад Банк России заявил о необходимости стандартизации этого платежного инструмента, банк предложил рынку использовать свою, уже готовую технологию. Однако регулятор принял решение запустить альтернативную систему под руководством НСПК. В июне 2024 года вокруг multi-QR Сбера объединились Т-Банк и Альфа-Банк и заявили о создании консорциума банков, который будет продвигать этот платежный метод. В тот же день НСПК объявила о запуске пилота универсального QR-кода.

Эксперт по цифровой трансформации Игорь Шилько считает, что в консорциум сейчас входят банки — лидеры в розничном бизнесе. Он полагает, что это позволяет обеспечить здоровую конкуренцию на рынке — так как на платформе объединится и QR банка и QR СБП, а также коды других игроков рынка. «Я думаю в будущем к консорциуму могут присоединиться банки, которые сделали в стратегии своего развития до 2028 года упор на развитие розничного бизнеса», — добавил он.

   
   

Директор департамента развития транзакционных продуктов Альфа-Банка Николай Волосевич считает, что участие в консорциуме дает банкам возможность самостоятельного развития технологического стека для предоставления лучшего сервиса клиентам — как физлицам, так и мерчантам.

«Развитие решений на платформе multi-QR позволяет более гибко управлять технологией, анализировать каждый шаг и оперативно внедрять релизы. Участник консорциума может влиять на внутренние процессы и участвовать в их построении», — заметил он.

Также, по его словам, наличие нескольких решений — на базах инфраструктуры НСПК и консорциума — обеспечивает условия для создания лучшего сервиса и клиентского опыта. Роль консорциума он видит в том, чтобы учесть интересы рынка и выстроить систему работы так, чтобы соблюсти баланс между тремя участниками: банком, клиентом и бизнесом.

«Ожидаем, что объединение крупнейших банков в консорциум даст существенный толчок развитию платежных технологий, в том числе QR-кодам и другим методам оплаты, а также улучшению клиентского опыта. Это окажет положительное влияние на развитие всего платежного рынка страны», — поделился мнением вице-президент, заместитель директора департамента платежных систем Т-Банка Сергей Хромов.

Дмитрий Малых из Сбера в свою очередь все в том же интервью «Бизнес ФМ» отметил, что пользователям бесконтактных платежных сервисов и бизнесу нужно дать свободу выбора в вопросе, каким сервисом им удобнее пользоваться, а ограничения и стандартизация для новых инвесторов, развивающих такие способы оплаты, могут откатить рынок обратно.

Вопрос стандартизации

По словам Малых, сегодня идут диалоги про некие стандарты новых технологий, а рынок тем временем открыт для новых экспериментов. «Как бы нам не перекрутить стандартизацию, чтобы рынок просто бы не откатился обратно к карточкам или, не дай бог, наличным платежам. Ровно поэтому мы в постоянном диалоге с НСПК и регулятором, общаемся о том, куда необходимо рынку делать следующие инвестиции. И даже если есть инвестиции от какого-то определенного игрока в новом форм-факторе, то не надо его ограничивать. Нужно дать свободу и пользователям, и мерчантам, чтобы сделать правильный выбор», — сказал он.

Также Малых напомнил, что с 2014 года, когда НСПК образовалась и все банки переживали, что необходимо потратить много ресурсов, чтобы подключиться к одной централизованной системе, НСПК выполнила блестяще свою задачу, показала, как это должно работать.

«И в 2014 году еще поднимались вопросы относительно приватизации. И потом они аккуратно ушли. Мне кажется, вопрос о том, как должен у нас структурирован быть рынок, — он актуален в настоящее время, и все тенденции подсказывают, что нам необходимо садиться за стол и договариваться о том, как мы будем весь рынок развивать, чтобы приблизиться к доле безналичного оборота в 100% в стране», — добавил представитель Сбера.

«Развитие сервисов оплаты на сегодня является актуальной задачей. Появляются новые и более удобные сервисы, а россияне готовы их использовать. В этом контексте объединение банков в консорциум, использование возможностей СБП, даже приватизация НСПК вполне укладывается в логику развития финтеха в России», — говорит Александр Цыганов, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве РФ.

При этом Хромов из Т-Банка уточнил, что какой бы сферы ни касалось, конкуренция всегда будет драйвером развития. «Мы в целом ожидаем от рынка дальнейшего роста безналичной оплаты и развития финтех сервисов. Но это развитие не должно ограничиваться. Только так можно действовать на благо конечного пользователя и достичь равноправия всех участников рынка. Кроме того, получая обратную связь от своих клиентов, конкурирующие игроки могут находить свои решения по улучшению финтех продуктов. Монополист в данном случае будет видеть не всё и развивать продукт однобоко», — добавил он.

Игорь Шилько поделился мнением, что защита интересов участников платежных сервисов является абсолютным приоритетом сегодня, что не исключает здоровой конкуренции на рынке платежных сервисов.

Депутат Анатолий Аксаков в свою очередь напомнил, что в июле в Госдуму внесен законопроект о внесении изменений в федеральное закон о национальной платежной системе в части введения института небанковских поставщиков платежных услуг. Инициатива направлена на развитие рынка платежных услуг и повышение их доступности.

«Законопроект предусматривает введение на платежном рынке в дополнение к банкам и небанковским кредитным организациям института небанковских поставщиков платежных услуг и устанавливает основы регулирования их деятельности. Принятие законопроекта будет способствовать качественному развитию безналичных платежей, усилению конкуренции на рынке платежных услуг, формированию среды для развития инновационных платежных сервисов, сглаживанию негативных экосистемных эффектов», — говорится в ответе Аксакова на запрос журналистов редакции.

В Т-Банке отметили, что создание новых центров, которые развивают платежные технологии, делает всю финансовую систему страны более конкурентоспособной и устойчивой. «Это позитивно влияет на безопасность и бесперебойность работы финансовой инфраструктуры страны. При этом полагаем, что в конечном итоге каждый способ оплаты найдет свою аудиторию, главное, чтобы у клиентов было разнообразие возможностей и выбор», — резюмировал Сергей Хромов.