Население стремительно беднеет. Где результаты тысяч мер поддержки?

20% бедных семей в России в 2014–2018 гг. не получили ни одной соцвыплаты. В 2020 г. охват господдержки увеличился, но временные меры не обеспечат долгосрочный эффект. Такие выводы сделала Счётная палата РФ.

   
   

Если посмотреть на статистику последних 20 лет, максимально высокая бедность в нашей стране была зафиксирована в 2000-м. Малоимущими тогда Новый год встречали 42 млн человек, или 29% от всего населения страны. Потом количество живущих на грани нищеты сокращалось, но в 2013-м ситуация опять ухудшилась. А ­2020-й ещё больше её испортил: доля бедных выросла с 12,3% до 13,5%. И это только те 19,9 млн человек, которых посчитал Росстат. Реальная бедность, по мнению многих экономистов, ещё выше.

«Данные опроса населения, проведённого РАНХиГС в декабре 2020-го, показали: 46% респондентов считают, что материальное положение их семьи за последний год ухудшилось. Из них более трети отмечают существенное ухудшение», – говорит руководитель направления «Уровень жизни и социальная защита» Института соцанализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина. Из-за пандемии властям даже пришлось пересматривать национальные цели. В 2018-м планировали снизить бедность в 2 раза к 2024 г. Теперь срок отложен на 10 лет. «План такой: к 2030 г. уйти с сегодняшних 13,5% до 6,5% людей, уровень доходов которых ниже прожиточного минимума. Это плохо, конечно, что и 6,5% сохранится, но мы должны исходить из реалий. Цель амбициозная, но реальная», – сказал президент Владимир Путин во время недавней большой пресс-конференции.

Тысяча мер поддержки. Где результат?

На прошлой неделе Счётная палата РФ подготовила новогодний подарок правительству – выпустила для него рекомендации по сокращению уровня бедности. По данным аудиторов, на рост реальных доходов и снижение уровня бедности направлены 992 мероприятия, которые содержатся в разных нацпроектах и гос­программах. Но, как показала жизнь, существенно обогатить население страны они не смогли. «На 1 июня 2020 г. программные документы по борьбе с бедностью изданы лишь в 9 из 85 субъектов РФ, – пишут аудиторы и обращают внимание на то, что помогать надо не только самым малоимущим. – Люди, проживающие в домохозяйствах, подушевой доход в которых несколько превышает величину прожиточного минимума, и формально не относящиеся к категории малоимущих, как правило, не имеют достаточно средств для сбережений и поэтому находятся в зоне риска. В случае реализации негативных шоков (болезнь, увольнение) или в случае рождения ребёнка они могут оказаться за чертой бедности». 

О пенсионерах в СП тоже замолвили слово, указав, что «индексация выше инфляции» касается лишь неработающих получателей страховых пенсий. Работающие пенсионеры, лишённые индексации, такой поддержки не получают. «Ещё выпадают 3,7 млн пенсионеров, состоящих на учёте в системе ПФР и получающих нестраховые пенсии, например, социальные… Также не учитываются 3 млн человек, получающих пенсии не в системе ПФР: сотрудники Минобороны России, МВД и др.», – написали в своём докладе аудиторы. И сделали вывод: надо провести ревизию мер соцподдержки и подумать над дополнительными адресными выплатами нуждающимся.

Соцконтракты, выплаты, карточки на продукты

«АиФ» решил опросить экономистов, занимающихся социальной тематикой, чтобы узнать их рецепт борьбы с бедностью. Вроде бы в последнее время появилось много новых выплат на детей, увеличен маткапитал и пособие по безработице, с малоимущими заключаются социальные контракты… Только почему население всё равно стремительно беднеет?

«Социальный контракт, когда государство даёт семье не рыбу, а удочку, во многих случаях оказывается эффективным, – ответил доктор экономических наук, эксперт ВШЭ Сергей Смирнов. – Но всё-таки это не массовая история, глобально на снижение уровня бедности она повлиять не сможет. По соцконтракту человек может купить парикмахерское кресло и арендовать помещение, чтобы открыть своё дело. Или завести корову и развивать личное подсобное хозяйство. Такие примеры есть. Но, согласитесь, далеко не все семьи живут в сельской местности или готовы открыть частный бизнес (уж молчу, что сейчас для этого не самое лучшее время). Большинство наших граждан работает по найму, и главная причина их бедности – низкий заработок». Кстати, по словам главы Минтруда РФ Антона Котякова, «в следующие 3 года на заключение социальных контрактов предусмотрено 116 ­млрд руб. Это позволит заключить свыше 1 млн контрактов. За 3 года почти 400 тыс. семей смогут увеличить свои доходы, не менее 300 тыс. граждан – открыть собственное дело».
   
   

Внеправительственные эксперты предлагают свои меры поддержки населения в трудный период: продолжать раздавать деньги (как нынешние «новогодние» 5000 руб. на детей до 8 лет), выдавать бедным карты для покупки продуктов, возвращать НДС за продукты питания пенсионерам и малоимущим и др.

«Прямые денежные выплаты и карты с определённой суммой средств, на которые можно купить продукты, помогли бы бедным облегчить жизнь, – говорит доцент кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ им. Плеханова Людмила Иванова-Швец. – Но возврат НДС – это нечто экзотическое и трудно выполнимое. Как технически вернуть НДС покупателям, если его платят государству производители? Я считаю, не надо придумывать сложные пути с дорогим администрированием. Надо, наоборот, упрощать получение госпомощи. Сейчас для получения большинства мер социальной поддержки требуется подтверждение низкого дохода. При этом часто нуждающиеся заняты в теневом секторе экономики и не могут официально подтвердить свой заработок, предоставив справку с места работы. Поэтому ничего не получают. Опять же, появилась новая тенденция – для оценки доходов семьи учитывают не только заработки, но и недвижимость. Одна малоимущая семья с 3 детьми мне рассказывала, что им отказали в помощи только потому, что их участок на 5 соток больше положенного. У другой семьи ребёнок оказался владельцем доли в квартире, поэтому они тоже получили отказ. У третьих машина моложе 5 лет – тот же результат. Зачем нужны такие ограничения? Государству надо помогать людям, а не искать надуманные причины, чтобы отказать в выплатах и сэкономить бюджетные деньги».

Всем по базовому доходу в 12 тыс. в месяц

«Я бы уже начал думать о безусловном базовом доходе на уровне прожиточного минимума, который ежемесячно выплачивается всем без исключения гражданам страны (в 2021 г. прожиточный минимум составит 11,6 тыс. руб. – Ред.), – предложил член-корреспондент РАН, научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг. – В нынешней ситуации вряд ли стоит надеяться на скорый экономический рост, а базовый доход хотя бы обеспечит сытость населения. И не надо думать, что люди после этого перестанут работать. Не перестанут. 

В долгосрочном плане нет альтернативы победы над бедностью, кроме как устойчивый и значительный рост экономики. В течение 5–7 лет он должен быть в районе 5%. А нам пока бы 2% добиться… В краткосрочном плане поможет политика социального выравнивания – увеличение налогов для богатых и верхнего среднего класса. Ничего другого не дано. Рост экономики плюс социальное выравнивание. Сейчас расслоение нашего общества стало просто скандальным. Более 90% населения живут по принципу «спасайся, кто может», а остальные живут в своё удовольствие, распределяя гигантские денежные потоки – бывшие закрома Родины».

Кстати, по расчётам РИА на основе данных рейтинга Bloomberg Billionaires Index, совокупное состояние 22 богатейших людей России, несмотря на кризис и пандемию, с начала этого года выросло на 486 млн долл.