Российские банки в рекламе обещают выгодный кешбэк, а на деле вводят клиентов в заблуждение и кешбэк не начисляют. Большинство финансовых организаций устанавливают невыполнимые условия или оставляют за собой право решать, начислять вознаграждение или нет, а также устанавливают дополнительные комиссии, которые сводят к нулю выгоду от кешбэка. К такому выводу пришли специалисты Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), проанализировавшие кешбэк-программы банков из топ-20, пишут «Известия».
Рассказываем, как финансовые учреждения обманывают граждан с кешбэком.
Обещания остаются в рекламе
В КонфОП заметили, что банки обещают клиентам одну сумму кешбэка, например до 10 тысяч рублей, а в действительности после анализа условий выясняется, что максимальная сумма вознаграждения в два раза меньше. Вот пример: у финансовой организации заявлен повышенный кешбэк в 10% при условии ежемесячных расходов 75 тысяч рублей, а максимальная сумма к возврату составляет 3 тысячи рублей. А другой банк готов возвращать клиентам кешбэк до 5 тысяч рублей при месячных тратах в 100 тысяч рублей. Путем нехитрых арифметических подсчетов понятно, что никакими обещанными 10% здесь и не пахнет.
Кредитные организации редко просто так раздают карточки с максимально выгодным кешбэком — за их годовое обслуживание надо платить (а иногда и за отдельные услуги). С этими расходами выгоды от кешбэка может вообще не быть. Судите сами: чтобы получить вознаграждение в размере 1,5% от суммы покупок в банке из топ-5, клиент должен потратить как минимум 10 тысяч рублей в месяц, в противном случае ему придется заплатить 249 рублей за обслуживание карты.
Трюки с категориями
Вообще банки заинтересованы в том, чтобы мы расплачивались безналом. Дело в том, что за каждую покупку, оплаченную карточкой, магазин платит финансовой организации комиссию. Очень выгодно: клиент оплачивает годовое обслуживание «пластика», магазин делится выручкой. Собственно, с помощью кешбэка банки стимулируют граждан платить картами и часто предлагают категории т. н. повышенного кешбэка, по которым начисляют не 1%, а 3% или даже 5% от суммы покупки. У одних кредитных учреждений категории повышенного кешбэка всегда одинаковы (и они не то чтобы очень популярны у потребителей, например книжные или цветочные магазины), поэтому они предлагают докупить за пару сотен рублей кешбэк в более популярных категориях — супермаркетах, ресторанах, магазинах одежды и обуви. Выгода в таком случае невелика. Допустим, вы заплатили 200 рублей за 5% кешбэк в магазинах одежды и обуви и купили вещей на 10 тысяч рублей, банк вернет вам 500 рублей, вычитаем из них потраченные 200 рублей, получаем 300 рублей. При обычном 1% кешбэке за покупку в 10 тысяч рублей вы бы и так заработали 100 рублей. Так что выгода от купленной категории повышенного вознаграждения — всего-то 200 рублей. И это надо быть уверенным, что в этом месяце вы непременно будете покупать одежду/обувь на приличную сумму.
Другие банки позволяют клиентам менять категории повышенного кешбэка самим — раз в месяц или раз в квартал. Здесь тоже есть свои хитрости. Читательница АиФ.ru Виктория в апреле выбрала категорию «рестораны», договорилась с коллегами, что за ланчи в этом месяце платит она (а коллеги возвращают Виктории деньги наличными или переводят на карту). А банк начисляет девушке вместо обещанных 5% обычный 1%. Все дело в том, что заведение, куда ходит обедать наша читательница, для финансовой организации не «ресторан», а «фастфуд» — другая категория. Размазывание категорий происходит сплошь и рядом: есть отдельный кешбэк за транспорт, а есть отдельный — за авиабилеты или за такси. Предугадать, как именно расценит покупку банк, невозможно. Недавно читатель АиФ.ru Артем покупал проездной на станции метро «Охотный ряд», а в банке решили, что он отоваривался в одноименном торговом центре.
...и с акциями партнеров
За покупки у партнеров банки обещают вознаграждение аж до 50%. Но, как говорится, есть нюансы.