Банки хотят списывать деньги со «спящих» счетов. Что это значит?

Отечественные финансовые организации хотят списывать комиссии и платежи по кредитам со счетов клиентов, если те не выходят на связь и у банков не получается обновить информацию о них. Инициатива эта, как пишут «Известия», принадлежит Абсолют банку. Ее уже поддержали Россельхозбанк, Юникредит банк, Росбанк.

   
   

Что это значит?

По так называемому «антиотмывочному» закону, каждый банк должен обновлять паспортные данные клиентов как минимум один раз в год. Если кредитное учреждение сомневается в достоверности информации о вкладчике, заемщике или зарплатном клиенте, оно должно в течение семи рабочих дней после возникновения сомнений связаться с гражданином и уточнить его данные.

Банки недовольны тем, что они не имеют права списывать средства со счета клиента, например, за обслуживание карты, если его идентификационные данные не обновлялись более года. Финансовые организации утверждают, что невозможность списывать деньги со «спящих» счетов неудобна и для банков, поскольку они теряют деньги, и для клиентов — они копят задолженность.

С другой стороны, сложно представить этот механизм в действии: если заемщик перестает вносить ежемесячные платежи по кредиту, банк моментально связывается всеми доступными способами (нередко всеми сразу): гражданину начинают названивать из службы просроченных задолженностей, слать смс-сообщения, заказные и электронные письма. Необновленные персональные данные проблемного заемщика не помешают кредитному учреждению взыскать долг: в конце концов банк дойдет до суда, который разрешит финансовой организации списать деньги с любого счета должника. Такое условие прописано в каждом кредитном договоре.

Кроме того, как рассказала АиФ.ru сотрудница банка из топ-10, кредитные организации редко «сомневаются» в достоверности идентификационных данных клиентов и обновляют их автоматически. «Вам когда-нибудь звонили из банка с просьбой подтвердить данные паспорта? Данные моего паспорта интересовали только мошенников»,  иронизирует она.

А может ли банк забрать вклад?

Наша читательница Елена несколько лет назад открыла вклад в одном из столичных банков: деньги с него не снимает, но и не пополняет, а финансовая организация молча пролонгирует депозит, когда его срок действия подходит к концу. Банк ни разу не связался с Еленой, чтобы уточнить ее персональные данные. А может ли он изъять вклад нашей читательницы?

По словам адвоката Светланы Бурцевой, присвоить деньги своих вкладчиков, даже если те никак о себе не напоминают, финансовая организация права не имеет: Конституция Российской Федерации гарантирует право собственности, а депозиты — это такое же имущество, как, например, дача или автомобиль.

   
   

«Невостребованные вклады, которые десятилетиями лежат на счетах граждан, могут быть по факту переданы банку, так как по истечении времени поступают на счет „до востребования“ и могут  храниться бессрочно», — объясняет Бурцева. Однако как только вкладчик захочет забрать свои деньги, банк не имеет права отказаться их выдавать.