Печатный лохотрон: как не попасть в ловушку лукавой рекламы

Коллаж Андрея Дорофеева

К примеру, о продаже приборов для улучшения зрения. А потом по телефону впаривали довесок - биологически активные добавки «от всех болезней» со скидкой. Они продавали препараты по цене 1 тыс. руб., хотя реальная цена им - 500 руб. Но пенсионеры отдавали деньги мошенникам - привыкли доверять газетам. Зная это, аферисты часто используют рекламу, чтобы без проблем получать свой «хлеб с маслом».

   
   

Навязчивый сервис

Екатерина В. из Липецка откликнулась на предложение купить чудо-лопату, поверив обещанию производителей: «5 соток за 1 час вскопает даже бабушка». Получив бандероль и заплатив за неё 2400 руб., женщина доверила сборку изделия знакомому инженеру. «Оказалось, - рассказала она в письме «АиФ», - что эта штуковина не может ни подсекать корни сорняков, ни окучивать, ни вскапывать, ни рыхлить... Всего набралось 10 пунктов. Лопата не работает из-за конструктивных недостатков. Единственное, что она умеет, - трамбовать землю. Выходит, некие аферисты целенаправленно обманывают нас, пенсионеров? Во-первых, мы больше других привыкли ещё с советских времён доверять печатному слову. Во-вторых, многие пожилые люди не умеют пользоваться компьютером - следовательно, неспособны проверить информацию о товаре до покупки. В-третьих, именно старики в непростой экономической ситуации имеют невысокий, но стабильный доход. Значит, с них проще содрать деньги, мотивируя заботой об их же здоровье. Ещё одна хитрая уловка состоит в том, что чудо-лопату вы получите по почте, когда не сможете проверить её в деле, - зимой. А летом, когда увидите, за что вы заплатили, срок рекламации уже истечёт». Екатерина попросила через газету предупредить всех о таких хитрецах.

Договорные игры

В радостном оповещении «Вы выиграли...» часто кроется изощрённое коварство. На волне эйфории вы готовы заплатить «сущий пустяк» перед получением «подарка». Так, автор этих строк был «осчастливлен» многотомной домашней медицинской энциклопедией. Когда же убедился, что она оказалась «вечной песней» из банальных рецептов, и захотел от неё отказаться, не тут-то было: под угрозой судебного иска пришлось оплачивать покупку, под которой неосмотрительно подписался.

Вот ещё одно кричаще-яркое объявление в газетной шапке: «Отгадайте названия цветов и получите…» - далее аршинными буквами: «400 000 рублей». Чуть мельче: «Получите по 50 000 рублей за каждый угаданный цветок!» Ниже доверчивый читатель видит квадрат с буквами, разбитый на 90 клеток. В правом столбце сразу бросается в глаза слово «тюльпан». «Ага, первые 50 тысяч в кармане!» - наверняка подумает лох, для каковых и предназначена эта игра. Ещё немного нехитрых поисков в квадрате - и проявляются «гладиолус», «георгин», «пион», «лилия», «роза»… Пяти минут не прошло - а 300 тысяч, считай, уже твои. Осталось только набрать номер.

Но он бесконечно занят. Поневоле думаешь: может, дозваниваются лишь «свои», которым выигрыш расписан изначально?

Правда, известна история: один упорный оптимист выиграл автомобиль, отправив на указанный в газете номер 20 тыс. SMS. На это он потратил сумму, равную половине стоимости выигранного автомобиля. При этом тысячи других, кто клюнул на уловку, отправив по 2-3 сообщения и потратив несколько десятков рублей, бросили эту затею. Зато на «другом конце провода» кто-то неплохо обогатился.

Рынок суров: обман подстерегает повсюду. Чтобы не стать его жертвой, нужен здравый смысл - умение анализировать информацию и делать выводы самому, не доверяя хитрому дяде, готовому нажиться на вашей доверчивости.

   
   

Смотрите также: