Чиновники просят не допустить дефицита бензина в столице

С 21 сентября Московский нефтеперерабатывающий завод (принадлежит ОАО «Газпром нефть») приостановит работу части мощностей для проведения планового ремонта. Пауза  продлится почти два месяца – до 19 ноября.

   
   

Предприятие является одним из крупнейших поставщиков топлива на заправки столицы, поэтому риском возникновения дефицита бензина озаботились даже федеральные чиновники.

Как сообщил 14 сентября начальник отдела департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Алексей Заитов, министерство накануне поручило нефтекомпаниям обеспечить поставки нефтепродуктов в московский регион в необходимом количестве, чтобы компенсировать снижение их производства.

«Думаю, что дефицита удастся избежать», — приводит слова Заитова информагентство «РИА Новости». Чиновник также отметил, что Московский НПЗ и ранее уходил на плановые ремонты.

Как отмечается на сайте самого завода, он обеспечивает порядка 40% потребностей Московского региона в нефтепродуктах. В первом полугодии 2012 года завод переработал почти 5,6 млн тонн нефти. Он произвел, в частности, 1,16 млн тонн высокооктановых бензинов, 1,36 млн тонн дизельного топлива и 350 тыс. тонн авиационного топлива.

В «Газпром нефть» заявляют, что в период ремонта компания полностью выполнит обязательства по поставкам за счет Ярославского и Омского заводов, а в случае необходимости, закупит продукцию на рынке.

   
   

Аналитики нефтегазового рынка настроены оптимистично и не видят оснований для появления дефицита топлива в столице. По словам независимого эксперта Дмитрия Лютягина, кроме «Газпром нефти» поставками бензина в Московский регион занимается довольно большое число компаний. «По трубопроводу «Газнефтепродукта» топливо поставляется также с Рязанского НПЗ ТНК-BP, «Лукойл» перегоняет с Нижегородского завода, «Роснефть» с ближайших к Московской области регионов. Кроме того, есть возможность поставлять топливо по железной дороге и с помощью автоцистерн. Поэтому дефицита в принципе не должно быть», — говорит Лютягин.

Кроме того, отмечает аналитик, традиционно перед остановкой части мощностей НПЗ создают резервные запасы. В Инвесткафе добавляют, что не так давно Московский КНПЗ объявлял об увеличении объемов производства в текущем году. «В августе 2012 года объем переработки нефти на Московском НПЗ достиг рекордного для компании показателя в 1,06 млн тонн, что на 6,3% выше показателя предыдущего года», - отметил содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг.

Что касается цен на бензин, аналитики уверены в их повышении к концу года. С ремонтными работами на Московском НПЗ эксперты, впрочем, ситуацию не связывают. По словам Дмитрия Лютягина, подорожание бензина на российских заправках объясняется ростом оптовых цен на нефть на международном рынке. «Рост цен на розницу наблюдается примерно с конца августа, и за последний месяц он составил 2-2,5%, — говорит эксперт. — Российские автомобилисты начали чувствовать на себе рост оптовых цен на нефть».

По его прогнозам, бензин продолжит дорожать и к середине ноября вырастет в цене еще на 5-6%. По данным сайта benzin-price.ru, сейчас литр Аи-92 стоит на заправках Москвы 25,9-28,49 рубля, Аи-95 – 27,8-32,29 рубля. Дизельное топливо можно купить за 28-30,89 рублей.

В Инвесткафе считают, что к концу 2012 года бензин в рознице подорожает на 5-7%. Аналитик Инвесткафе Юлия Войтович напоминает, что в начале года государство требовало от нефтяных компаний не повышать цены на бензин до выборов. «В то же время ставки акцизов на топливо повышались в текущем году дважды: с 1 января и 1 июля текущего года. Поэтому рост цен ожидаем, — говорит Войтович. — Сейчас повышение цен на бензин обусловлено также рыночной конъюнктурой. Осенью топливо традиционно дорожает, плюс сезонный рост потребления совпадает с ростом цен на нефть на международных рынках».

В Минэнерго, стоит отметить, в целом по России ситуацию с поставками нефтепродуктов на внутренний рынок оценивает как стабильную, однако признают, что есть «отклонение ситуации в московском регионе и в Сибири». В частности, в Сибири «сть сложности вывоза с НПЗ, поставкой по железной дороге».